(917) 530-59-16 (детские группы)
(925) 589-03-20
Закрыть
Эл. почта:
Пароль:

Еслы вы не зарегистрированы,
то зарегистрируйтесь
Вход и регистрация...
Главная / Наставники и коллеги

Поль Мюллер-сэнсэй, сихан (Paul Muller)

Поль Мюллер (Muller, Paul) (1947).

Обладатель 7-го дана Айкидо Айкикай, 8-го дана айкидо FFAAA, 5-го дана Иайдо Тохо.Профессор электроники в Страсбургском университете, Франция. Занимается Айкидо с 1967 г. В текущее время возглавляет Centre d etudes d Aikido et de Budo (CEAB - Центр изучения Айкидо и Будо), основанный в 1985 году.
Поль Мюллер-сэнсэй является последователем легендарного наставника Сёдзи Нисио-сэнсэя, под чьим патронажем изучал особенности его стиля. С 1990 г. Поль Мюллер организовывал ежегодные семинары, проводимые Сёдзи Нисио-сэнсэем в Европе. Уделяет большое внимание изучению и дальнейшей передаче своим ученикам наследия школы Нисио-сэнсэя, особенно работе с оружием. Регулярно посещает Японию. Проводит семинары по айкидо во многих странах мира. Ежегодно организует летние, часто весенние и осенние школы по айкидо в австрийских Альпах, на Лазурном берегу Франции и в Гваделупе.
С 1999 г. дважды в год посещает Москву, где проводит традиционные весенние и осенние семинары на татами Московского Айкидо Каннагара Додзё.

Официальный сайт: http://www.aikido-paul-muller.com



***



Поль Мюллер о Нисио-сэнсэе

Моими сегодняшними навыками в айкидо более всего я обязан Сёдзи Нисио-сэнсэю, легендарному мастеру боевых искусств, прямому ученику О-сэнсэя. Я увидел его впервые в 1986 году, с тех пор стал его учеником и учился у него до его последних дней.

Сэнсэй покинул нас 15 марта 2005 года в возрасте 77 лет. Он был редким мастером, и одновременно отзывчивым и простым в общении человеком. Он также был великолепный психолог, прекрасно чувствовал собеседника. Авторитет его распространялся не только на иностранцев. Как мастера и гения будо его почитали сами соотечественники
Выдающимся мастером Нисио-сэнсэй был не только в айкидо. За ним шла слава мастера меча. Он создал свой стиль иайдо, который был официально признан Федерацией Иайдо Японии. Этот стиль получил имя Айкидо Тохо Иай.
С давних пор Нисио-сэнсэй был обладателем восьмого дана Айкидо Айкикай, восьмого дана в иайдо, седьмого в каратэ и пятого в дзюдо.
Нисио-сэнсэй преподавал в Хомбу Додзё при жизни основателя, О-сэнсэя, т.е. до 1969 года. Остались вышедшие из-под кисти Нисио-сэнсэя великолепные каллиграфии.



О «Нисио рю», стиле Нисио

Путь Нисио-сэнсэя в будо был своеобразен. И это отразилось на его стиле, который отличается динамичностью, остротой, естественностью и эффективностью. Атэми – его визитная карточка. Момент схождения, дэай, и момент входа, ирими, сопровождались атэми, и атэми эти были очень разнообразны. Он часто использовал атэми и при развитии приёма во время движения. Арсенал ударов был велик. Использовались удары руками, локтями, ногами, коленями. Нисио-сэнсэй считал, что в каждом приёме айкидо заложены четыре – пять возможностей нанесения противнику полного поражения. При этом он призывал быть осторожнее с применением ударов на практике и не наносить их без крайней необходимости. Он напоминал наставления О-сэнсэя о том, что айкидо не направлено на уничтожение противника, а наоборот, обязывает нас к бережному отношению к его жизни.
На занятиях иайдо Нисио-сэнсэй говорил о сострадании, органично присущем боевым искусствам. Он разрушал образ самурая как хладнокровного убийцы: «Меч айки не служит разрушению. Он предназначен для постижения мира и единения с ним». Его глубокие познания в искусстве обращения с мечом отразились на его видении айкидо.
Нисио-сэнсэй считал, что подлинное понимание айкидо может прийти только через опыт обращения с оружием, с мечом (кэн) и палкой (дзё). Особое значение сэнсэй уделял упражнениям с настоящим мечом. Его стиль иайдо назван Иайдо Тохо. «Тохо» означает «принцип меча». Нисио-сэнсэй разработал порядка 30 различных ката с мечом, которые регулярно демонстрировал на семинарах айкидо. Эти ката связаны с формами айкидо, и каждая из них и воспроизводит движения айкидо с поразительным сходством. Формы этих ката постоянно эволюционировали, и даже лучшим его ученикам, нелегко было успевать за этими переменами.
К весне 2001 года, ко времени его последнего семинара в Европе (в Дании), формы Иайдо Тохо обрели окончательный вид. Эта окончательная версия состоит из пятнадцати ката. Каждая ката соответствует конкретным ситуациям поединка с одним или несколькими противниками. Некоторые из этих форм близки к тем, которые я изучал ещё в свои двадцать лет на занятиях у Итимура-сэнсэя. Но отличительная черта форм Иайдо Тохо в нынешнем виде - связь с классическими движениями айкидо. В окончательной версии из пятнадцати ката Иайдо Тохо только первая и последняя ката не имеют прямого отношения к технике айкидо. Тринадцать других форм точно соответствуют тринадцати случаям кихон айкидо (базовой техники айкидо) и почти буквально повторяют перемещения, движения рук и размах движений. Когда впервые сталкиваешься с Иайдо Тохо, его родство с айкидо поражает.
Развивая тему общности айкидо и оружия, Нисио-сэнсэй не ограничился созданием Иайдо Тохо. Он предложил кумитати кэн тай кэн (поединки-упражнения с мечом против меча с заданным сценарием), и дзё тай кэн (с палкой против меча). Среди самых блестящих «переводов» рукопашного поединка на язык оружия нужно отметить айханми сихонагэ омотэ, айханми котэгаэси омотэ и ура, гякуханми сотокайтэннагэ, ириминагэ в многочисленных формах и, конечно же, сёмэн и ёкомэн иккё ура и омотэ, никё и гокё.
Но и это ещё не всё! Он добавил новую область работы с оружием: дзё но тэбики и кэн но тэбики. Ситуация дзё но тэбики предполагает дзё в руках у нагэ, который использует предмет для вовлечения укэ в желаемое движение и овладевает контролем над ним. Укэ пытается не позволить нагэ использовать оружие, которое тот держит в руках и хватает нагэ за запястье. Нагэ вовлекает укэ в движение, овладевает ситуацией и проводит приём. В большинстве других стилей айкидо подобные упражнения если и существуют, то спектр представляемой ими техники ограничен выполнением кокюнагэ. У Нисио-сэнсэя в этом разделе представлен широкий ряд техники айкидо.
Итак, на его занятиях мы отрабатывали большинство классических ситуаций айкидо в пяти формах: тосю тай тосю (или тайцдзюцу – без оружия), кэн но тэбики (с мечом в руках у нагэ), дзё но тэбики (с палкой в руках у нагэ), кэн тай кэн (меч против меча) и дзё тай кэн (палка против меча).
Для подавляющего большинства французских айкидока этот подход был ошеломляющим откровением! Побывав на семинарах Нисио-сэнсэя или посмотрев их в записи, многие открыли для себя новые горизонты. Этот подход взывал к постоянному развитию, пересмотру своих взглядов и навыков и предлагал возможность для дальнейшего роста.
И на семинарах в Европе, и в додзё, в которых он преподавал в Японии, Нисио-сэнсэй повторял, что путь к пониманию основных принципов айкидо и правильному освоению техники лежит через упражнения с оружием в описанных формах. С оружием в руках возникает ясное понимание дистанции, скорости. Оружие позволяет выйти за рамки привычного, заученного образа движения, который мы создаем при его многократном повторении. Упражнения с мечом ставят на место руки во время исполнения техники без оружия, работа с дзё позволяет придать движению тела качество кокю рёку. Но лучше всего эти формы работы с оружием иллюстрируют главный принцип айки – принцип ирими.



Путь Нисио-сэнсэя

Нисио-сэнсэй родился в Аомори на севере Японии 5 декабря 1927 года. В 18 лет он начал заниматься дзюдо и карате. Он изучал дзюдо в Кодокане и делал свои первые шаги в каратэ в додзё Кониси Ясухиро-сэнсэя. В послевоенном Токио было нелегко со спортивными залами. Занимались там, где могли найти приют. В одном и том же додзё часто устраивались разные школы. Поэтому посетители этих додзё могли осваивать различные стили и направления будо.
Весной 1951 года в возрасте 24 лет Сёдзи Нисио пришёл в Айкикай и стал учеником О-сэнсэя Морихэя Уэсиба. Там он познакомился с теми, чьи имена позднее были вписаны в энциклопедии айкидо: Тохэй-сэнсэем, Осава-сэнсэем, с Сайто-сэнсэем, с которым его свяжут тесные узы дружбы, Арикава-сэнсэем и многими другими. Нисио сэнсэй рассказывал мне, как вместе с Накадзоно-сэнсэем и Ямагути-сэнсэем они открывали новые додзё в разных уголках Японии, как вместе с Тада-сэнсэем они возвращались после тренировок на станцию Окубо. Там же он встретил Томики-сэнсэя, которого знал ещё по Кодокану. Томики-сэнсэй, пропагандировал соревнования в айкидо, и некоторое время Нисио-сэнсэй разделял эти взгляды. Правда, и тогда он соглашался с уместностью соревнований в айкидо только для школьников. В это же время он познакомился и с Сиода-сэнсэем, который, не будучи утидэси, посещал додзё временами. В то время утидэси были Сунадомари-сэнсэй и Арикава-сэнсэй.
Нисио-сэнсэй стал преподавателем в Айкикай в 1960-х годах (см. том 2 книги: Сайто-сэнсэя «Traditional Aikido»). В 1955 году он начал практиковать иайдо и дзёдо (искусство обращения с палкой). Он взялся за изучение этих дисциплин, чтобы лучше понять айкидо и углубиться в него, следуя наставлениям О-сэнсэя. О-сэнсэй же считал занятия с мечом и палкой неотъемлемой частью практики айкидо. Так получилось, что Нисио-сэнсэй стал изучать различные дисциплины будо. Ему посчастливилось обучаться у великих мастеров, имеющих 9 и 10 даны, сэнсэя Сигэнори Сано и сэнсэя Такадзи Симидзу. У последнего Нисио-сэнсэй учился дзёдо в Такэ Мусо Рю Додзё. После ухода из мира О-сэнсэя Нисио-сэнсэй прекратил преподавание в Айкикай, но сохранил тесные связи с alma mater и близкие отношения со вторым Досю Кисёмару Уэсиба. Тогда же он стал членом комитета по присуждению высших званий Айкикай. В комитет входило восемь самых уважаемых учителей айкидо того времени.
Нисио-сэнсэй регулярно преподавал в своём основном додзе и в четырёх додзё на севере Токио и в Йокогаме. Он проводил семинары во многих городах Японии, в Европе, в США и в Мексике. Читая его биографию, понимаешь, какого уровня это был профессионал в боевых искусствах.
Айкидо не было его единственной профессией. Он занимал должность чиновника в Министерстве финансов, в отделе, занимающимся качеством печати денежных знаков. Тем не менее, он находил время для многочисленных семинаров. Когда он впервые приехал к нам во Францию, он рассказал нам, что с учетом его положения айкидо и иайдо, он не был обязан постоянно присутствовать на своей официальной работе. У него был очень гибкий график, позволявший совмещать должность чиновника с преподаванием будо. Можно сказать, что на службе он был «откомандирован» к боевым искусствам.



Развитие айкидо во Франции и мои первые шаги в айкидо

Я начал заниматься айкидо в мае 1963 года. С моих первых шагов в айкидо мне посчастливилось учиться у японских мастеров: вначале у Накадзоно-сэнсэя, затем у Норо-сэнсэя, а с 1964 года у Тамура-сэнсэя, когда он переехал во Францию. Эти три мастера жили тогда во Франции, тесно сотрудничали, преподали во Франции и в Европе. Именно Накадзоно-сэнсэй и Тамура-сэнсэй вместе принимали у меня экзамен на Сёдан айкидо Айкикай в 1966 году и на Сандан Айкикай в 1971. С 1965 года Норо-сэнсэй удалился от дел и покинул Айкикай, но оставался в очень хороших отношениях с Накадзоно-сэнсэем и Тамура-сэнсэем. В 1972 Накадзоно-сэнсэй эмигрировал в США, в Santa Fé (New Mexico). Там ему было проще, чем во Франции основать клинику традиционной медицины, опирающейся на акупунктуру, шиатсу и т.п. Там он занялся преподаванием Ко Синто (древнее синто) и Кототама (дословно - «душа слова», течение в синто, считающее связь мироустройства и первичных звуков основополагающим началом). Двое его сыновей продолжили его дело и его занятия. А в это время айкидо во Франции росло невиданными темпами! Количество занимающихся айкидо ежегодно увеличивалось на 15 -20%. Тамура-сэнсэй обратился к Тиба-сэнсэю, проживавшему тогда в Лондоне, с просьбой оказать содействие в преподавании, и рекомендовал своим старшим ученикам стажироваться у Тиба-сэнсэя. Я с удовольствием последовал этому совету. Это был золотой век Айкидо во Франции. И длился он до 1982 года. В июне 1982 года во французском Айкидо произошел раскол. Тамура-сэнсэй вышел из официальной федерации UNA- FFJDA, несмотря на уговоры его старших учеников. Французская федерация, в которой Тамура-сэнсэй (1933 – 2010) преподавал с 1982 года, существует и поныне, это FFAB, Французская Федерация Айкидо и Будо (Fédération Française d’Aïkido et de Budo).Мы тоже были готовы выйти из федерации дзюдо (FFJDA), но не на тех условиях, которые предлагал один из учениковТамура-сэнсэя. В результате около 60% занимающихся айкидо остались в федерации, но через год, в 1983-ем, вышли из неё, образовав новое сообщество. Так родилась FFAAA, Французская Федерация Айкидо и Айкибудо. Вследствие этих событий старшие ученики Норо-сэнсэя, Накадзоно-сэнсэя и Тамура-сэнсэя, трёх мастеров, которые стояли у истоков айкидо во Франции, впервые оказались без наставника из Японии. Тиба-сэнсэй тоже покинул Европу и уехал в Японию, а затем в начале 80-х годов переселился в Сан Диего в США. Таким образом, я остался без наставника. Оставалось ехать в Японию. И я решился благодаря одному событию, произошедшему в 1985 году.



Озарение

Стенли Пранин, создатель и главный редактор журнала «Aiki News» прислал мне видеокассету «Обзор Айкидо Японии» («All Aikido Japan Demonstration») за 1983 год. На этой кассете были записи сэнсэев Сунадомару, Арикава и Куроива. Куроива-сэнсэй изначально был боксёром и мастером короткого деревянного предмета. Я уже видел этих мастеров в старых фильмах на восьмимиллиметровой плёнке. Мы смотрели эти фильмы вечерами на ежегодных семинарах в Анси, которые проходили в июле-августе с 1963 по1972 годы и длились по четыре недели. Но на этой пленке я увидел еще одного, не знакомого мне мастера, необычайного, молниеносного в выполнении техники, поражающего скоростью и точностью. Это был Нисио-сэнсэй. Помимо всего, работа с оружием была частью его айкидо! Каждое событие воплощалось и демонстрировалось в пяти формах, о которых сказано ранее. И заканчивалась демонстрация ката иайдо. Скорость, виртуозность, высочайшая чистота движений, интенсивная работа с оружием мне напоминали некоторых моих учителей. Вот он и был тот мастер, которого я искал.



Поиски встречи. Первое знакомство. Первое занятие

Я приехал в Японию в 1986 году, и Стенли Пранин помог мне встретиться с Нисио-сэнсэем. Незнакомому человеку появиться без приглашения в его додзё было нельзя. Сначала Стен устроил мою встречу в помещении «Aiki News» в Токио с одним из ассистентов сэнсэя, имевшим 6-й дан. И только после этого мне была назначена встреча с Нисио-сэнсэем на его занятии в большом додзё в Йокогама, где сэнсэй преподавал раз в неделю.
Нисио-сэнсэй оказал мне и моему другу Максиму очень тёплый прием. Додзё поражало размером, там было около 700 или 800 квадратных метров. Запомнилась камидза огромных размеров и такой же огромный флаг Японии. И я, и мой друг не были новичками в айкидо, у нас за плечами было по 23 года занятий, у обоих были пятые даны. Но форма знакомых нам классических движений неожиданно оказалась совершенно новой для нас. Я помню то вечернее занятие, словно это было вчера! Тренировка началась с айханми кататэдори удэкимэнагэ: айтэ после прохода под рукой атаковал горло пальцами раскрытой ладони, расслабиться нельзя было ни на секунду. Затем были сихонагэ и никё. После занятия мы вместе ужинали в ресторане, и я отважился спросить Нисиэ-сэнсэя, примет ли он приглашение во Францию от имени моей федерации (FFAAA). Он сказал «да» и высказал пожелание приехать с помощником. Это объяснялось сложностью его работы с оружием, - требовалось, по крайней мере, два года интенсивных тренировок в его стиле, прежде чем можно было выступить его партнером.



Семинары Нисио-сэнсэя во Франции

Я был счастлив заручиться согласием Нисио-сэнсэя, но столкнулся с неожиданным сопротивлением со стороны моей федерации. Я мог бы пригласить сэнсэя на частный семинар, но считал, что такого учителя, одного из самых весомых в Айкикай, будет правильнее пригласить от имени федерации. В результате первый приезд Нисио-сэнсэя во Францию состоялся только в 1989 году. Нисио-сэнсэй приезжал во Францию с весны 1989 до осени 2000 года и провёл двенадцать семинаров. Каждый раз его сопровождал укэ. Часто вместе с ним приезжал Сигэру Судзуки, приезжали Мицури Вакабаяси, Танака, Сёко Ватанаби, Кодзи Ёсида (в 1991 и 2000). У всех из них в то время были 6-е или 5-е даны айкидо, иайдо и каратэ. За три года мы уже несколько освоили движения с оружием, так что сэнсэй мог выбирать укэ и из находившихся на татами европейцев.  



Нешлифованный рис

Нисио-сэнсэй запомнился мне, как очень доброжелательный и простой в общении человек. Единственное, о чём он просил - оставлять ему время на отдых для восстановления сил. Ему требовался дневной отдых и не слишком поздний ужин. Еду он предпочитал простую, любил пиццерии, где можно было заказать пасту. Я приглашал его к себе домой, и в один из первых его визитов решил приготовить блюдо из риса. Но я не знал, какой рис взять, белый или коричневый, нешлифованный. Дело в том, что Нисио-сэнсэй был в тесных отношениях с Накадзоно-сэнсэем, а Накадзоно-сэнсэй ел только нешлифованный рис. Так и не решив сомнений, я рискнул выбрать белый рис. За ужином мы говорили о здоровом, макробиотическом питании (которому был привержен Накадзоно-сэнсэй), и я осторожно спросил гостя о его предпочтении. Нисио-сэнсэй ответил: «Да, я помню этот жуткий коричневый рис, даже собак им пичкали». И хотя сам я при случае выбираю коричневый рис, в тот раз я угадал верно.



Исполнение невозможных желаний

Накануне Дня Всех Святых (Toussaint) первого ноября во Франции длинные каникулы. С пятого или шестого визита во Францию Нисио-сэнсэй приезжал осенью в этих числах. В Эльзас он попадал в среду или четверг, проводил семинар в Страсбурге в первые выходные, затем следовали недельный семинар в спортивно-образовательных центрах (C.R.E.P.S.) на юге Франции в Экс-Провансе или в Булорисе, и, наконец, два или три дня занятий в Париже перед его возвращением домой в Токио. Мы занимались айкидо четыре часа в день и еще час иайдо. Утренние занятия начинались в половине девятого. В первый же день после утренней тренировки сэнсэй спросил нас, нельзя ли начинать на час позже. Однако его беспокоило, что изменение заранее объявленного расписания может вызвать трудности. Немного подумав, мы с Робером Хансом сказали, что с завтрашнего дня можно вставать на час позже и позже начинать занятие. И расписание не изменится! Нисио-сэнсэй был в недоумении. Оказалось, что в ту ночь во Франции переходили с летнего времени на зимнее, и стрелки часов переводили на час назад. Процедура, не известная в Японии!



Последние годы

С 1996 года я возобновил регулярные поездки в Японию. Утром и днём я посещал занятия в Айкикай Хомбу Додзё в Токио, а вечером в пригородах Токио - Вараби, Сайтама или Йокогама, где Нисио-сэнсэй преподавал три-четыре раза в неделю. В 2004 году я посещал его занятия и весной, и летом. Когда я приехал в третий раз, то не застал его на конгрессе Международной Федерации Айкидо (FIA), - он только что лёг в больницу. Он был тяжело болен, выезжать на семинары в Европу и Америку у него уже не хватало сил. Но он сражался с болезнью, и все четыре последних года продолжал регулярно преподавать в своих додзё в Японии.

 

Не философ, но человек дзэн

Как и в Накадзоно-сэнсэе, в Нисио-сэнсэе естественно сходились противоположности. Его приёмы сопровождались очень острыми эффективными атэми. На татами он казался сгустком энергии. Его действия были внезапны, и укэ постоянно должен был оставаться начеку. В то же время он говорил о завещанной О-сэнсэем всеобщей любви к живому, о необходимости сострадания и снисхождения к нападающему. В нём была удивительная простота и доброта. Когда его спрашивали о философской основе его видения айкидо, он отвечал, что далёк от этого. Метафизические начала, такие как Кототама, которые Накадзоно-сэнсэй считал основополагающими, его мало занимали.
В его речи часто звучали слова «соно мама», что по-японски значит, «вот так, как есть». Это известное и часто встречающееся в дзэн словосочетание. Стремясь к цели, утрачиваем её. Но стремление к отсутствию цели – тоже цель. Дзэн учит невыдуманному видению мира, внезапному слиянию с ним и восприятию его таким, каков он есть в этот миг. Вот такой спонтанностью и обладал Нисио-сэнсэй. 
Когда я думаю о Нисио-сэнсэе, то вспоминаю знаменитое хайку Мацуо Басё (1643-1694):
Стократ блажен тот,
Кто при блеске молнии
Не скажет: «Вот она, наша жизнь!»

       (перевод В.Г. Марковой)

 

© Поль Мюллер (Paul Muller)
Перевод с французского Д. Иванова и О. Глушко



О Поле Мюллере см. на сайте: www.aikido-paul-muller.com


С любезного разрешения Поля Мюллера-сэнсэя мы приводим здесь некоторые фотографии Нисио-сэнсэя - courtesy of Paul Muller-sensei.