(917) 530-59-16 (детские группы)
(925) 589-03-20
Закрыть
Эл. почта:
Пароль:

Еслы вы не зарегистрированы,
то зарегистрируйтесь
Вход и регистрация...
Главная / Статьи / Литература

Учение Йошиока Сэнсэя

Этот материал (у нас он в сокращенном варианте) написан на основе магнитных записей Йошиока Сэнсэя (Sadao Yoshioka). Сэнсэй начал писать эту книгу в мае 1981 года, узнав, что болен раком гортани, желая передать другим людям свое понимание Айкидо и Будо...


Постепенно вы будете продвигаться в технике и займете руководящую позицию, но, чтобы другие следовали за вами, необходимо быть скромным, простым и смиренным человеком. Быть сильным и мудрым, но не иметь последователей бесполезно, но, чтобы быть хорошим лидером, нужно иметь не только силу, но и доброту.

На маленькое растение можно наступить и раздавить его. Ветер может обломать его ветви, но оно никогда не жалуется. Понемногу оно растет и вот приходит время, когда никакое животное уже не может его раздавить, а ветер и буря не могут его сломить. Тогда оно уже защищает молодые растения. Это учение Природы.

Очень хорошо, когда опытные ученики приходят на занятия для начинающих, работают с ними и объясняют им технику, таким образом помогая им встать на Путь. Каждый раз когда продвинутый ученик исправляет ошибку у начинающего или что-то ему объясняет, он сам делает шаг вперед в своем развитии. Уверен, что если опытные ученики поймут это, то они с большим желанием будут помогать другим.

Поначалу на занятиях можно пользоваться любым боккеном, но по мере вашего продвижения и овладения техникой, я рекомендую приобрести хороший боккен, которым вы овладеете, который будете понимать и с которым сработаетесь. Со временем этот боккен станет вас слушаться и будет защищать вас от Зла и поможет вам победить его. Очень важно понимать, что боккен - это нечто гораздо большее, нежели просто палка для тренировок или избиения партнера.

В жизни придется вкусить все, а не только сладкое или крем. Если вы съедите только крем, не попробовав поджаренную корочку пирога, то нельзя сказать, что вы знаете его вкус.

Через Айкидо Природа учит нас истине. Однако мы не понимаем, что пытается сказать нам Природа, потому что мы слишком много говорим и не слышим ничего кроме себя. Когда наш ум занят мыслями, он не в состоянии слышать. Когда вы освободитесь от мыслей, вы услышите голос Природы.

Одна из важнейших целей в занятиях - это развитие пяти чувств. Сейчас люди слишком много говорят о шестом чувстве. В старые времена у самураев было это шестое чувство - на них нельзя было напасть сзади, или они видели в темноте. И сегодня люди пытаются научиться этому или имитировать это. Но если вы не развили свои пять чувств до остроты, как можно говорить о шестом чувстве? Поэтому, занимаясь Айкидо, надо стараться развивать зрение, слух, осязание, обоняние и вкус.

Если вы понимаете человека, то надо постараться не задеть его чувства. Однако ученики - это совершенно особый случай. Часто приходится затрагивать их чувства, обижать их - это часть их подготовки, чтобы они победили свой эгоизм и могли спокойно принимать атаку: не только физическую, но и вербальную, ментальную, духовную. Таким образом они будут избавляться от своего эго. Смирение и скромность очень важны для роста учеников. Поэтому часто учитель сознательно третирует учеников, чтобы подтолкнуть их развитие. И если они могут справиться с обидой и превзойти ее, значит они вышли на новый уровень.

Часто приходится слышать, что следует быть щедрым и помогать людям всем чем возможно. Это, конечно, хорошо звучит, но вначале нужно позаботиться о себе. Необходимо укрепить ум и тело. Вы не сможете помочь другим, если у вас будет слабое тело, поэтому надо развивать его. Известно, что каждый человек изначально обладает тремя вещами - телом, умом и духом. Ум может поднять тело и дух на более высокие уровни развития. Некоторые люди заботятся только о своем теле и ищут материальных благ, некоторые занимаются только умственным развитием, но лишь очень немногие ищут духовного продвижения. Сильный дух нельзя отнять: человек с твердым духом сможет преодолевать жизненные трудности и, как трава, будет продолжать расти вне зависимости от погоды.

За последние 25 лет мне приходилось видеть много людей искренне начинавших изучать Айкидо. Они усиленно занимались, пытались развивать свою технику и ки, а также помогать организации. Рано или поздно их заслуги получали признание и их избирали или назначали на руководящие должности. Иногда эти люди забывают зачем они начали изучать Айкидо: их начинают отвлекать от основной цели власть и мнимое лидерство. Их поведение и отношение меняются, и, когда такое происходит, это становится началом их падения. Они уже не идут прямой дорогой учения Айкидо, потому что внутри они стали политиками и занимаются политической борьбой. Я видел падения многих таких людей, начинавших как хорошие ученики и лидеры. Это должно быть хорошим уроком и напоминанием всем нам, чтобы с нами такого не случилось. Независимо от того избрали вас на руководящую должность, или на другую ответственную позицию, ваша основная задача - изучать Путь, Айкидо. Наша цель - достижение духовной гармонии с Природой, а все остальное может этому способствовать, но не должно подменять изучение Айкидо. Здесь я хочу напомнить всем ученикам, начинающим и опытным, что следует быть очень осторожным, потому что сойти с Пути из-за политики после стольких лет лишений - большой позор.

Сохранилось много преданий о верности воинов в старину, благодаря которой они становились национальными героями. Хотя сегодня мы не должны доказывать свою верность, жертвуя жизнью, следует помнить о необходимости быть преданным своей организации - это очень важно.

На каждом занятии ученики должны выстраиваться примерно за две минуты до его начала. Это демонстрирует ваше желание учиться, и учитель, почувствовав это, будет с большим желанием преподавать. Но если, когда приходит время занятия, ученики уныло тащатся на место, а не стоят там вовремя, так что учителю приходится их ждать, он может подумать "Почему я должен учить этих людей, если им это не интересно?". Следовательно, следует быть очень внимательным к таким вещам.

Часто старший ученик дает сигнал к поклону, но надо помнить, что ученики должны первыми делать поклон учителю. Часто получается, что ученики опаздывают, и учитель делает поклон первым - это неправильно.

После занятия младшие ученики могут оказать уважение учителю, сложив его хакаму. Этот знак уважения оказывается только инструкторам, потому что если младшие будут складывать хакаму каждому черному поясу, то эта традиция потеряет свою ценность. Ученики должны это помнить и просить разрешения сложить хакаму только учителей спрашивать, причем делать это независимо от ранга учителя. Иногда бывает, что ученики переусердствуют и складывают хакаму каждого черного пояса, хотя некоторые из них не преподают и этого не заслуживают. В этом деле следует быть осторожным и понимать разницу. Впрочем, если ученик забыл сложить хакаму учителя, то это не страшно. После того как учитель начал ее складывать, уже поздно предлагать свою помощь, поэтому лучше не спрашивать. Складывание хакамы учителя тоже форма тренировки для ученика. Если хакаму складывать старательно и с позитивным настроением, то сложенная хакама будет красивой, гладкой и плотной. Но если вы ее складываете только по обязанности, без какого-либо внутреннего ощущения, или с негативным мышлением, то это соответственно скажется на конечном результате. Поэтому очень важно учиться складывать хакаму. Это развивает в ученике аккуратность, терпеливость и смирение. Многим людям это дается нелегко, потому что они не привыкли к такой форме занятий, но если вы усмирите свое эго и почувствуете, что складывать хакаму на самом деле привилегия, то вы победите свою гордыню и почувствуете, что такое смирение.

Во время поклона сэмпаю, или учителю, кохай, младший ученик, должен кланяться первым,а поднимать голову последним. Это показывает, что вы кохай и демонстрирует ваше уважение к старшему. Когда кохай делает поклон сэмпаю, он не должен смотреть ему в лицо - это тоже знак уважения и доверия к сэмпаю. Если смотреть ему в лицо, это означает, что вы ему не доверяете.

Еще один момент, который я хочу затронуть это пунктуальность. Ученики и учителя должны приходить на занятия вовремя. Пунктуальность - это, помимо всего прочего, и ваше чувство времени (timing). Если в экстремальной ситуации у вас не будет этого чувства, то это может стоить вам жизни. Это тем более важно в самообороне. Все техники Айкидо зависят от чувства времени. Оно важно для координации ума и тела. Тренировать свои ум и тело следует 24 часа в сутки. Необходимо понимать, что приходить вовремя на встречи, занятия - тоже тренировка. И когда-нибудь эта внутренняя дисциплина может помочь вам защитить себя.

Приезжего учителя следует отблагодарить за его помощь. Когда Додзе приглашает в гости учителя, следует позаботиться о транспорте и его досуге после занятий. Прием необязательно должен был дорогостоящим. Постарайтесь задержать учителя в Додзе на несколько минут или на час. Приготовьте чай или кофе, поговорите - это показывает ваше удовлетворение и благодарность за занятие.

В старые времена в Японии левая сторона считалась слабой. Самураи выхватывали меч слева направо и, хотя могли легко отразить нападение справа, левую сторону было очень трудно защитить. Поэтому младший всегда находился слева, чтобы защищать слабую сторону. Еще с давних времен кохаи всегда защищали слабую сторону сэмпаев. На групповых фотографиях приезжий учитель всегда должен сидеть в центре в первом ряду. Старший инструктор должен быть слева от него, второй по старшинству - справа от приезжего учителя, третий - вторым слева, четвертый - вторым справа и так далее. Сэмпаи должны находиться в передних рядах, а кохаи - в задних. Во время обеда или встречи, старший инструктор, или тамада должен сидеть дальше всех от входной двери. Это делается для того, чтобы защитить старших от возможного нападения.

Честно говоря, не очень приятно читать морали или исправлять чужие ошибки. Но если я этого не сделаю, то кто сделает? Я, как учитель, обязан исправлять ошибку, если я ее вижу. Тогда ученик исправится и когда-нибудь станет хорошим учителем. Поэтому так важно знать этикет и правила поведения.

(перевод А.Кумыкова)