(917) 530-59-16 (детские группы)
(925) 589-03-20
Закрыть
Эл. почта:
Пароль:

Еслы вы не зарегистрированы,
то зарегистрируйтесь
Вход и регистрация...
Главная / Статьи / Литература

Интервью c Кевином Чоатом

Из разговора на вечеринке после тренировки 29.05.2002 :)
Перевод - Е. Котельниковой.


- Согласны ли Вы с тем, что айкидо - искусство мира?

- Это так, но лишь тогда, когда ты знаешь, что ты можешь победить, и победишь в поединке. Айкидо должно работать. Когда ты выходишь на татами с каратистом или дзюдоистом, и вы кланяетесь друг другу, это означает "Мы уважаем друг друга - ты силен, но я тоже силен." Здесь нет места словам "Ок, ты сильный, но мы люди мирные, так что не сердись на меня..." - это полнейшая чепуха! Это означает, что ты испугался. И если человек, глядя на каратиста или дзюдоиста, впечатлен их успехами, это означает, что надо заниматься каратэ или дзюдо, а не айкидо.
   Тут, как и в христианстве - если тебя бьют по щеке, а ты реагируешь словами "Какого черта?!" - о христианстве речь не идет. Если ты в ответ подставишь вторую щеку - да, это христианство в действии, оно работает.
   И айкидо должно работать в соответствии со своими принципами. Я знаю, что если на моего учителя, Саотомэ-сенсея, нападет кто-либо, будь то каратист или дзюдоист, он победит. Это своего рода вызов, проверка, и если ты обучаешь айкидо, ты должен быть к нему готов.
   Потому же я считаю совершенно неправильным, когда начинают говорить уке: "ты хватаешь не так, а надо вот так, вот еще чуть-чуть сюда и послабее". Это означает, что то, что ты делаешь не работает в данном случае.
   А если так- это превращается в какую-то теорию, чтение книжек. Однако в айкидо, в отличие от христианства, нет книг, нет своей Библии. Саотомэ-сенсей как-то говорил про это, после чего добавил: "Я написал одну книгу, но это было давно и зря".

- А как же духовная часть, гармония? Говорите ли Вы об этом на тренировках?

- Конечно, духовная часть абсолютно необходима. В айкидо мы должны быть одновременно и Ганди, и Муххамедом Али - внутренняя духовность должна сочетаться со способностью защищаться. Но на тренировках мы об этом не говорим. Когда мы обучаемся айкидо, мы проходим несколько стадий: А (показывает на запястье), B (показывает на локоть), C (показывает на предплечье), и, наконец, D (показывает на область сердца). И вот эта, последняя стадия сугубо личная. То, что в сердце у тебя и у меня - совершенно разные вещи. Разные мечты, разные понимания одного и того же.

- Считаете ли Вы, что те тонкости, которые Вы показываете на семинарах, необходимы лишь людям, хорошо знакомым с техникой?

- Да, это так, без техники нельзя. Если посмотреть на больших сенсеев, им скучно показывать стандартную технику. Так, Саотоме-сенсей начинает показывать: "иккё... никкё... нет, это скучно!" Поэтому на аттестациях его учеников иногда стандартные вещи делаются просто ужасно. Однако если сказать "Саотоме-сенсей, вот вам миллион - покажите, куда нужно поставить ногу в этом случае?", он поморщится, но покажет. И в другой раз он поставит ногу ровно туда же, и в третий и т.д. Более того, если вы посмотрите на других сенсеев, они будут это делать точно таким же образом! Но при этом будут говорить: "Да это все неважно, вы почувствуйте!"

- А для чего тогда на семинарах показываются такие вещи, которые трудно уловить?

- Ну, во-первых, даже начинающим, все время одинаковая техника может надоесть, стать скучной. А во-вторых, если тебе скажут "у тебя есть 5 минут, что ты можешь показать-рассказать об айкидо?", будешь ли ты показывать куда именно и как ставить ногу? Наверное нет, наверное будешь показывать что-то более важное. Так же и с семинарами. На обычных тренировках мы не занимаемся такими вещами.