(917) 530-59-16 (детские группы)
(925) 589-03-20
Закрыть
Эл. почта:
Пароль:

Еслы вы не зарегистрированы,
то зарегистрируйтесь
Вход и регистрация...
Главная / Статьи / Литература

Интервью c Полем Мюллером

Источник - Aikidojournal Deutschland 01/2001
Перевод - Е. Котельниковой.


--Поль, занимался ли ты каким-нибудь другим боевым искусством до айкидо?

--Нет, я начал заниматься айкидо в 15 лет, до того практически никакой "спортивной активности" не было. Но в самом начале тренировок у Накадзоно (Nakazono) Сенсея после очередной атаки он ударил меня по руке и сказал: "Вам надо заняться карате, Вы не умеете нападать!" Таким образом я начал практиковаться еще и в карате. Так как занятие каратэ касалось только физических аспектов, продвижение было очень быстрым - после 6-8 месяцев - 1 кю. Затем мой преподаватель каратэ, господин Массбоойф (Massboeuf), по профессиональным причинам должен был покинуть Страсбург, и, таким образом, я стал на год "очень молодым" преподавателем каратэ. Позже я поехал учиться в Париж, где встретил Накадзоно (Nakazono) Сенсея снова и он как-то сказал мне: "Вам пора прекращать заниматься каратэ, Вы стали зажиматься". Между тем я начал также практиковаться в дзю-до, что продолжалось, однако, лишь 2 года, в отличие от каратэ, которым я занимался параллельно с айкидо все-таки 4 года. Но сначала было айкидо.

--Как ты вышел на идею Айки?

(Долго смеётся!) --Сейчас я могу уже это рассказать, но я не знаю, место ли здесь...?? (снова долго смеётся) Почему нет! С 14 лет я был очень, как это будет по-немецки, очень был заинтересован в девушке? Но у нее был другой приятель, и в какой-то момент произошел крах, "с меня его было достаточно", кроме того он был на 3 года старше меня... так что это на самом деле не могло больше продолжаться. У меня был друг, Чарли Дач (Charly Duch) (к сожалению он умер 2 года назад), который был большим человеком в дзю-до родом из того же места под Страсбургом, что и я. Он порекомендовал мне дзю-до. Вечером, когда мы пошли на тренировку для начинающих, тренировки по дзю-до не было, было айкидо. Да, как часто бывает, это не совсем правильно.

--Это напоминнает мне "историю" Клауса Худциака (Klaus Chudziak), который, как и ты "совершенно обычным образом" пришел к айкидо, а затем точно так же в него втянулся.

--Для меня это было действительно очень интересно, хотя Накадзоно (Nakazono) Сенсей был гораздо старше Тамура (Tamura) Сенсея, который потом сам проводил семинар в Аннэси (Annecy). Но они очень близко сотрудничали. Накадзоно (Nakazono) Сенсей, который хорошо говорил по-французски, превносил интересные, прежде всего для того времени, философские элементы, например Дзен. Это сейчас везде можно купить книги про Дзен. Он также научил нас быть внимательными, задумываться о том, что мы едим, и это в 1964/65, и во Франции!!! Да, сейчас здесь во Франции совсем другие проблемы с продуктами, но скоро дойдет дело и до этого! Он ввел тогда "макробиотику Дзен". Правда, в течение более поздних лет он несколько отошел этого, но он призывал нас, часто и много говорил о таких вещах как уважение к сахару, белому хлебу. Итак, если рис - то неочищенный, хлеб - из муки грубого помола. В 16 лет человек действительно очень восприимчив к таким вещам. Это привело к значительным затруднениям с родительской кухней!! Но я следовал и собираюсь следовать этому направлению в пище.

--Могу себе представить, что проблема с родителями была относительно невелика по сравнению с тем, с чем ты столкнулся в 1968 г во время своего обучения в Париже. Даже сегодня поиск хлеба из муки грубого помола сродни лотерее.

--В инженерном институте, в котором я учился, я мог сам себе готовить рис. Но хлеб из муки грубого помола, тут ты совершенно прав, я действительно найти не мог.

--Правильно ли я понимаю, что идея проводить четырехнедельный семинар взята от О'Сенсея?

--Не знаю. В свое время это было принято, для этого были возможности. Интересно то, что, если тренироваться непрерывно, через 2--3 недели физические ощущения изменяются. Я участвовал в этих семинарах в Аннэси (Annecy) с 1965 г., мы тренировались 4 часа айкидо и час иайдо. Я занимался иайдо под руководством Ичимуры (Ichimura) Сенсея, который тоже был там в 1965. Думаю, люди, занимающиеся некоторыми видами спорта, для собственного образования должны проходить схожие учебные программы. К сожалению в айкидо это "теряется". На самом деле жаль, поскольку чтобы что-то изменить, нужно тренироваться по четыре часа в день в течении 2-3 недель, а это практически на грани возможного. Человек меняет что-то внутри, работая над собой. Вот что интересно.

--Однако с Накадзоно (Nakazono) продолжалось не слишком долго?

--Мне повезло, что в течение трех лет моего обучения в Париже с 1968 по 1971 он был там. В 1971 он уехал в Санта-Фе, США. Потом он только 2 раза приезжал во Францию, поскольку в 1973 пошли в гору дела с первым "воссоединением" французских групп айкидо Тамуры (Tamura), Ноккэта (Nocquet)и Мотидзуки (Mochisuki). Когда в 1974 понадобилась помощь Тамура (Tamura) Сенсею, он позвал во Францию жившего тогда в Лондоне Чиба (Chiba) Сенсея. С 1974 по 1976 я следовал за Чиба (Chiba) Сенсеем.

--Почему ему понадобилась помощь?

--В 1971 году Накадзоно (Nakazono) Сенсей уехал в США. Тамура (Tamura) Сенсей был один, "французское айкидо" полностью объединилось в союз UNA-FFJDA, к 1974 насчитывавший уже около 12000 членов, которым замечательно руководил Ги Боннефонд (Guy Bonnefond). У Тамуры (Tamura) было очень много дел, с которыми он уже не мог справиться в одиночку, поэтому он попросилы о помощи Чиба (Chiba) Сенсея. С 1974 г. в Париже Чиба (Chiba) Сэнсэй проводил один семинар в месяц, и так более двух лет, до 1976 г. В то время за эти семинары в Париже отвечал мой друг Макс Мечард (Max Mechard). За следующие четыре семинара в год, которые проходили в Страсбурге с 1972 по 1976, отвечал я. После 1976 он приезжал "только" два-три раза в год. Можно сказать, что Чиба (Chiba) Сенсей по запросу Тамура (Tamura) Сенсея был моим "шефом" с 1974 по 1976 . Таким образом я следовал за Чиба (Chiba) Сенсеем с 1972 по 1978 в его семинарах в Англии, Франции и США. Кроме того, я ездил в США на бостонские семинары Тамуры (Tamura) и Ямады (Yamada). В Англии, где его ученики предоставляли мне в течение летних месяцев размещение, я сопровождал его на воскресных курсах в Бирмингеме и Ливерпуле. Я был не только его "уке", но скорее назначался также ассистентом, так как он чаще "предоставлял" мне группу начинающих. Воскресными вечерами он приглашал меня к себе домой. Я обязан ему моими знаниями в вопросах кена и джо: базиса, кумитачи, кумиджо и ката. В 1979 он покинул Лондон, чтобы провести 5 лет в Японии, до того, как уехать в Сан Диего. Я вновь и вновь радуюсь, когда вижу Чиба (Chiba) Сенсея. Я посещал его семинары в Испании 1984 и 1985, так же как и в Бирмингеме 1988 и 1990. В 1996 я был у него в Доджо в Сан Диего (Калифорния). Фотографии этого времени есть на моей домашней странице.

--Сейчас ты часто летаешь в Японию?

--Да, приблизительно раз в два года. Один месяц в Японии уже достаточно дорог, да, иена... Но у меня там есть несколько друзей, так что если размещаться таким образом, это становится значительно дешевле. Я был недавно снова в Киото, там живет одна моя бывшая японская ученица, которая каждый раз меня принимает. В этот раз я еще купил там два иайто (тренировочные мечи для иайдо).

--Когда ты приехал в Париж, ты проводил тренировки в нескольких доджо?

--Студент-юрист сразу же попросил меня проводить тренировки в университетском спортивном центе. Я был, мол, "уже" 1 дан, и это в те времена было "уже что-то". Это было в октябре 1968. На той же же улице, нет, в двух доджо. Когда я прибыл в Париж, меня поймал студент по имени Пьер Бунденштайн (Pierre Budenstein) с улицы Рене Буланжера, где также было доджо Кристиана Тисье (Christian Tiessier).Первый раз мы встретились в 1967 г. в Аннэси (Annecy) (он на четыре года моложе меня), потом в конце 1968 в Париже. В мае 1969 г. он уехал в Японию, и я вел занятия в его додзё. Но только около года. В конце концов это стало чересчур...)

--На кого ты ориентируешься после отъезда Накадзоно из Франции в 1971?

--Мое обучение было закончено, и, вернувшись в Страсбург, я продолжал работать с Тамура (Tamura) Сенсеем. После первого "воссоединения" 1974 г. Тамуры (Tamura), Ноккэта (Nocquet)и Мотидзуки (Mochisuki), каждый из мастеров определил пятерых учеников, которые должны были распространять айкидо одновременно во всей Франции. Я был одним из пятерки "группы Тамуры" и отвечал за северо-восток Франции. Франция была разделена на 5 районов (как это используется для управления и сейчас). Один район - это Париж, а другие 4 приходились на остальную Францию.

--Однако еще существовал Норо (Noro)?

--Норо Сенсей быстро нашел себя, и вроде бы уже в 1969 г. отделился от Айкикай и французской организации. Хотя у него были хорошие, тесные контакты с Накадзоно Сенсеем и Тамура Сенсеем. Его доджо находилось за "Мулен руж" ("Moulin Rouge"). Я, к примеру, подружился с его учеником Максом Мечардом. Он делал уже какие-то свои вещи. Я видел его потом еще один раз на семинаре в Филлефрансе (Villefrance) на юге, но наконец совершенно потерял с ним контакт. Он еще сильно изменился после тяжелой автомобильной катастрофы. Мне кажется это было в 1974, когда он начинал с "Kinomitchi". К этому моменту, насколько мне известно, он уже не принадлежал ни к какому французскому союзу.

--Задолго до того еще существовал французския федерация боевых искусств с секцией айкидо, в которой состоял Тамура Сенсей, не так ли?

--Да, все они были там. Когда произошло "первое воссоединение", АСФА (ASFA) распалась, и мы вошли в федерацию боевых искусств. Ноккэт там тоже был. Президентом федерации был Пфайфер (Pfeiffer). У него было всё "схвачено и повязано" с нашим бывшим президентом Ги Боннефондом, и мы оставались там до 1982. Затем Тамура Сенсей под влиянием Пьера Шассана (Pierre Chassang) покинул союз. Это был второй раскол. Мы, последние, Роберто (Roberto), Макс Мечард и я, остались. Еще год мы оставались в федерации боевых искусств, но посчитали, что если все уходят, нам тоже в конце концов надо уходить. Занимающиеся карате уже вышли несколько лет назад, затем Тамура Сенсей с 40%. Таким образом в 1983 г . была основана ФФААА (FFAAA).

--Почему ты не ушел вместе с Тамура Сенсеем в 1982?

--Я не согласен с политикой Пьера Шассана. Я был "надежным учеником Тамура", но политические возможности, которые предлагал Шассан, будучи его правой рукой - нет, там я был не согласен. Там "все карты были поддельны"! Поймите меня правильно, Пьер Шассан как дедушка моим детям, но политически - никчёмный человек!

--Каковы были последующие ориентиры?

--Поначалу мы были довольно беспомощны. Кристиан Тиссье (Christian Tissier), можно сказать, показал в то время "большой смысл айкидо" и "оппортунизм айкидо". В мае 1982 г. он был на общем собрании, где меня и некоторых других людей не было. Шассан морально надавил на участников, чтобы они следовали за Тамура Сенсеем. Тиссье тогда сказал "да". Месяц спустя, он увидел, что мы не присоединяемся, и тоже отказался. Я думаю, так как он был профессионалом, к тому же в Париже, и к тому же достаточно хитрым, он взял все в свои руки. После 2х лет ФФААА (FFAAA), под влиянием ученика Ямагучи (Yamaguchi) Сенсея. Мы, бывшие ученики Накадзоно Сенсея и Тамура Сенсея, были к тому моменту несколько отодвинуты в сторону. Но это себя оправдывало. У нас с Кристианом с тех пор не было проблем с взаимным уважением. В 1985 году был большой треск в союзе ФФААА (FFAAA), тогдашний президент хотел ввести что-то с поясами. И это было. Сегодняшний президиум работает аккуратно, хотя он тот же, хотя он в стиле Ямагучи, но все открыто. Другие школы тоже уважают, например бывших учеников Накадзоно, Тамура Сенсея или Норо или, как я сейчас, учеников Нишио (Nishio) Сенсея. Можно сказать, последние 10 лет все идет безупречно.

--Хорошо, но теперь скоро ожидается "новое воссоединение" УФА (UFA)?

--Да, это так, я думаю, это должно произойти в ближайшие 2 года.

--Что касается экзаменов, там все уже стандартизовано.

--Да, здесь во Франции все не так как в Германии. Здесь для того чтобы вести тренировки айкидо, необходимо иметь диплом "Brevet Federal" или "Brevet Etatл", как видно из названия - государственное разрешение.