(917) 530-59-16 (детские группы)
(925) 589-03-20
Закрыть
Эл. почта:
Пароль:

Еслы вы не зарегистрированы,
то зарегистрируйтесь
Вход и регистрация...
Главная / Статьи / Литература

Интервью с Сэнсэем Ральфом Гланстейном

Интервью берет Роберт Уайлдерс (Robert Wilders)
Журнал "Aikido Today Magazine" № 5



Ральф Гланстейн Сэнсэй родился в 1933 году в Нью-Йорке и был одним из основателей Айкикай Нью-Йорка. В 1963 году он переехал на Гавайи, где до сих пор занимается и преподает. В настоящий момент он является обладателем 6 Дана Айкикай Хомбу Додзе и обучает небольшую группу преданных учеников в Додзе, расположенном на наветренной стороне острова Оаху.

Сэнсэй, расскажите, пожалуйста, как вы пришли к Айкидо?

Сначала я занимался гимнастикой. Затем, еще подростком, я очень серьезно занялся фехтованием. После этого я учился борьбе и боксу. Ближе годам к двадцати, я познакомился со своим первым преподавателем Дзюдо - Чарли Ерковым, который обучался в Кодокане у Кано Сэнсэя, основателя это искусства. (Интересно, что еще задолго до того, как боевые искусства стали популярны, Чарли говорил, что их погубит коммерция).
Так вот, однажды мы с Чарли вдвоем возвращались домой с тренировки и увидели по телевизору показательное выступление Айкидо. Тогда телевидение только появилось, и люди стояли у магазинов и смотрели телевизоры через витрины. Это была пятница, и там показывали программу о том, как двое парней путешествовали по всему свету. И в этой передаче показывали О Сэнсэя. Этот маленький человечек вышел на татами, а затем толпа молодых, здоровых ребят атаковала его палками и деревянными мечами. Он раскидал их также легко, как выкидывают сигаретные окурки.
Затем, я сказал своему инструктору по Дзюдо, "Наверняка, эта демонстрация была липовой. Я тут себе надрываю задницу, но не могу так легко бросать людей." Он просто ответил, "Нет, это Айкидо."
Тогда я и еще один парень решили начать заниматься Айкидо. После того, как в Нью Йорке не оказалось никого, кто мог бы учить нас, мы отправились прямиком в Посольство Японии. Там нам дали какой-то адрес в Японии, по которому мы могли написать. Мы отправили туда письмо с вопросом, есть ли в нашем регионе Додзе Айкидо.
Несколько месяцев спустя пришел ответ, в котором сообщалось, что они очень рады нашему интересу к Айкидо, и, что с удовольствием будут преподавать нам по адресу "102 Вакамацу-чо Шинджуку-ку, Япония".
Это было довольно далеко от Нью Йорка. Как бы я тогда возвращался к утру на работу? Но в конце письма сообщалось, что один из их учеников учится в Колумбийском Университете на Магистра Делового Администрирования, и что вероятно он сможет кое-что нам показать из Айкидо.
Мы связались с этим парнем - его имя было Ясуо Охара - и намертво к нему прицепились. Он сказал, "Ах, Айкидо, Айкидо. Оно никогда не отпускает. Как только оно вас заполучит, то уже не отпустит." И мы начали заниматься под его руководством. Он был довольно молодой парень, но хороший учитель.
Позже в Нью Йорк приехал Мейер Гу, занимавшийся у всех старых Сэнсэев на Гавайях. Он приехал изучать коммуникационные системы в Бруклинском Военно-Морском Порту. Некоторое время он преподавал нам, а затем в начале 50х мы сделали показательное выступление, которое привлекло много зрителей.
Первыми занимавшимися Айкидо в Нью Йорке были Эдди Хагихара (у него был 3 Дан Дзюдо), Виргиния Мэйхью, Барри Бернштейн, Фред Крас и я. Еще был Лоу Клейнсмит (он изучал Тай Цзы и бывало стоял на одной ноге, а его нельзя было сдвинуть с места). Был также парень по имени Фуджии - 4 дан Дзюдо, он работал в Нью-Йоркском отделении Банка Токио. Еще была Мэгги Ньюмэн, танцовщица. Позже, в 1953 году к нам присоединился Рик Ровел. Это все было еще до поездки О Сэнсэя на Гавайи.
Иногда приходится слышать, что Айкикай Нью-Йорка появился с приездом в США Ямада Сэнсэя. На самом деле, в то время во всех США существовало только две школы Айкидо: в Нью Йорке (наша) и на Гавайях. Позже появилась школа в Нью Джерси. Я читал большинство англоязычных публикаций по Айкидо, но мне никогда не приходилось видеть исторически правдивой информации о том, как Айкидо появилось в нашей стране.

Каким было ваше Додзе в то время?

Мы все скинулись, чтобы сделать Додзе. Поначалу не было матов, не было ничего. Додзе находилось на первом этаже кирпичного дома, с громадным окном выходящим на улицу. Рик Ровел жил на втором этаже в однокомнатной квартире, примерно такого же размера как и наше Додзе. До того как он присоединился к нам, Рик все гадал, что это был за шум внизу, а это мы падали и грохотали.
Это старое Додзе стало первым домом Айкикай Нью-Йорка. Мы занимались там каждый вечер - с понедельника по пятницу и в воскресенье утром. По воскресеньям у нас бывали семинары. В будние дни занятия заканчивались в 9 или 10 часов.

Кто-нибудь из первых членов Айкикай Нью-Йорка все еще занимается Айкидо?

В 70-х годах в Калифорнии я встретил Рика Ровела, и, кажется, он все еще занимается. Кроме того, по моему, Эдди Хагихара тоже еще практикует.

Вы как-то показывали мне фотографию вашей группы вместе с Терри Добсоном в одном из ресторанов Нью-Йорка...

Да, Терри иногда занимался вместе с нами, когда проездом был в Нью-Йорке, но он не являлся постоянным членом Айкикай Нью-Йорка.

Как вы оказались на Гавайях?

Вообще-то, это началось с того, что я собрался в Японию. У меня был свой маленький бизнес по развозке молока в одном из районов Бруклина, но однажды я получил уведомление, что весь этот район будет реконструирован, и на месте старых домов будут построены многоэтажки.
Я давно намеревался поехать в Японию, и было похоже, что выпал как раз тот шанс. Я мог найти работу преподавателя английского языка с месячной зарплатой примерно в 250 долларов и этого бы нам хватило. Но затем кто-то сказал, "Слушай, Ральф, если ты переедешь в Японию, то как ты найдешь для своих детей американскую школу?" В то время учеба в американской школе стоила 1200-1500 долларов в год за одного ребенка. И это исключило Японию из числа возможных вариантов (тогда я не осознавал, что мог бы отдать детей в обычную японскую среднюю школу, и они бы знали два языка).
Тогда Мейер Гу сказал мне, "Эй, малыш, тебе надо переехать на Гавайи. У нас там великолепные учителя." Спустя десять дней после этого разговора я, вместе с женой и детьми, отправился на Гавайи. Самолет приземлился в 5 часов вечера. Я оставил жену и детей в однокомнатной квартире и через два часа уже был на татами вместе с Мейером Гу. Он оказался прав: на Гавайях действительно были хорошие учителя: Кимура, Ишида, Сукимото, Ямамото. Я чувствовал себя как дома.

Кто был вашим первым инструктором на Гавайях?

Кажется, тогда главным инструктором был Ямамото Сэнсэй. Вместе со мной занимались такие ребята как Аояги, Йошиока. Там были и другие хорошие учителя: Инноуе, который работал водителем такси; Инума, бывший близким другом Коичи Тохэй Сэнсэя; Гото, Яно, Гарри Это.
Я очень быстро учился, когда у меня было по семь-восемь занятий в день, а также субботнее занятие с детьми в Уаиалае Додзе. Я был помощником инструктора и помогал преподавать. Ежедневно я работал с семью разными учителями! Это все равно как если бы мне давали семь частных уроков Айкидо. Это было здорово! В Уаиалае бывало много людей. У Мейера Гу были очень глубокие познания, и я многому научился у него. Но были еще и многие другие. Например, Коа Кимура. Когда моя жена познакомилась с Коа она сказала, "Какой милый старичок." Я подумал, "Ничего себе старичок. На татами он просто убийца." Я был его единственным уке, потому что он был смертоносным. Причем, ему не приходилось использовать силу. Он всегда оказывался в наилучшей возможной позиции, и сила создавалась взаимодействием двух тел. И у него было прекрасное чувство времени (timing). Коа Кимура всегда говорил, что "чувство времени - это все." Он был удивительный человек.

Какой работой вы занимались помимо Айкидо?

Я работал клерком в Job Corps, а по ночам водил такси. Однажды я повел нескольких своих коллег посмотреть Айкидо. Среди них оказался один психиатр из Станфорда. Его очень заинтересовал Коа. Он хотел повезти меня и Коа к себе в университетский центр, подключить к нам машины, измерить наши мозговые волны, альфа волны, бета волны...

Когда вы поступили в Гавайский Университет?

Я поступил туда в январе 1967 года, на вечернее отделение. В 1973 году я - наконец!!! - получил степень бакалавра. Учился я на отлично, несмотря на то, что днем приходилось работать, а вечером посещать занятия в университете. В 1975 году я получил степень магистра, а в 1979 году - степень доктора юриспруденции. Мне пришлось 12 лет провести в университете, и я ужасно ненавидел его.

Правда что, вы однажды занимались у Сузуки Сэнсэя на острове Мауи?

Да. Каждые два года проводился семинар мастера Айкидо. Каждый раз он проходил на разном острове. В 1964 году мы отправились на Большой Остров. В то время существовала традиция джизен. Если кто-нибудь умирал, все сбрасывались и давали деньги его семье. Так вот, однажды Сузуки встал и сказал, "Послушайте, если умрет тесть одного из членов клуба Айкидо какого-нибудь маленького Додзе в Mountainview, почему все Айкидоки по всему штату должны давать деньги? Они ведь не знают этого тестя. Более того, они даже не знакомы с этим парнем из клуба. Айкикай Гавайских островов - большая организация. Если Додзе захотят сами организовать нечто подобное - отлично. Но это не должно быть нашей обязанностью." Мне показалось, что в словах Сузуки есть смысл. Я поднял руку, встал и поддержал его. Я сделал небольшой спич. И тут я почувствовал на себе взгляды всех наших ортодоксов. Ой! И я сел на место.
После этого я никак не мог получить первый дан: по моему, в силу политических причин. Если бы однажды Коа не зашел на экзамен и не сказал "Дайте ему дан!", я бы все еще был первым кю. У меня больше сертификатов о сдаче на первый кю чем у кого-либо в мире: целых восемь.
Однажды я занимался с Сузуки в прекрасном Додзе Лахаина. После тренировки он сказал мне, "Теперь, малыш, мы будем пить." Он достал виски и налил громадный бокал нам обоим. Это продолжалось довольно долго, и я не помню как добрался к себе домой.
Время от времени мы оказывали финансовую помощь маленьким островам, вроде Кауаи и Молокаи и проводили у них семинары. Это было хорошо, потому что сплачивало людей. Но потом случился разрыв (между Коичи Тохэй Сэнсэем и Айкикай ). После этого Айкидо разделилось на "Айкидо с ки" и "Айкидо без ки". Считалось, что если инструктор говорит о ки, то он не лоялен к Хомбу Додзе. На семинарах наши учителя больше не говорили о ки и о единой точке. Считалось,что это штучки Тохэя.

Вы упомянули разрыв, и вы присутствовали при том как это случилось. Что же тогда произошло?

Это случилось на праздновании дня рождения Дошу в плавающем ресторане "Океания". Коичи Тохэй Сэнсэй стоял на сцене с микрофоном в руках. Я, вместе со своим помощником Бобом Кинзи, сидел в первом ряду. Представьте себе: мы постоянно говорим о философии Айкидо, а человек, который является ее главным проповедником берет микрофон и заявляет, "Я - Главный Инструктор Айкидо по всему миру." Затем Тохэй сделал еще одно высказывание, и я помню, что он указывал по правую сторону от себя - на Ямада и Канай, которые стояли вместе с Дошу.
В ту ночь было созвано большое собрание. Оно было секретным, и я не хотел идти. Многие тогда пошли в дом Дока Вакатаке, который в то время был президентом Айкикай Гавайских Островов. Позже в ту ночь я написал письмо Йошиоке, в котором сказал, что мы поддерживаем Хомбу Додзе. Но к тому времени они уже решили, что не последуют за Коичи Тохэем.
В то время еще не существовало Общество Ки. Никто не знал, что будет дальше. Все, что мы знали, это то, что ушел Тохэй. В принципе, так оно и было - он ушел. После разрыва мы уже не упоминали о единой точке или о ки. Если кто говорил об этих вещах, на него смотрели как на предателя Хомбу Додзе.

Пожалуйста, расскажите о том, как вашему отцу объяснили Айкидо.

Мой отец всегда говорил, "Никак не пойму как такая здоровая жирная лошадь как ты, может так передвигаться." А я всегда отвечал, "Па, это не я - это Айкидо. Здесь не важно большой ты или нет." Но он не понимал. Он был настоящий нью-йоркец.
Однажды, в середине 60-х, он пришел в Ваиалае Додзе и наблюдал тренировку. После нее я сидел вместе с ним и с Ямамото. Додзе было пусто. Я сказал Ямамото Сэнсэю, что долгое время пытался объяснить отцу, что такое Айкидо. Ямамото - у него было круглое лицо и стрижка "под горшок" - посмотрел на меня и кивнул головой. "Мистер Гланстейн," сказал он отцу, "возьмите, пожалуйста, мое запястье. Отец боялся, что ему причинят боль, но я сказал, "Па, давай, не беспокойся." Он взял запястье Ямамото, и они стояли так примерно 8 - 10 секунд. Потом они посмотрели друг на друга и оба засмеялись. Ямамото сказал, "Вы понимаете?" И мой отец кивнул: он понял! Не знаю как это случилось - может передалась ки, или что-то еще. Не могу этого объяснить. Но после этого мой отец понял Айкидо. Я преподаю долгое время, но не могу обучать таким образом.

Какие виды тренировок вы еще практикуете?

Я все еще работаю с мечом. Прежде чем взять бокен, я сижу в кресле и стараюсь успокоить свое дыхание. Это мне велел делать Коа. Он говорил, "Если ты будешь делать это каждый день, малыш, ты будешь чертовски силен. Чертовски силен." Он велел мне практиковать глубокое дыхание каждый день в течение пяти лет, а если я пропущу хоть день, то начинать все заново. Через два с половиной года дыхательных упражнений я пропустил день. Это было ужасно! Было очень трудно делать что-то каждый день, а потом раз! и начать все снова. Но вот уже полвека я каждый день работаю мечом и не пропустил ни одного дня. Но мне еще надо работать и работать...

Расскажите как вы преподавали в морской пехоте.

Это было во время войны во Вьетнаме. У меня тогда занималось 40 или 50 морских пехотинцев. Я тренировал их 3 или 4 месяца, а потом как-нибудь вечером я прихожу в зал и вижу, что там только 6 человек. И мне приходилось начинать все снова. Воинские соединения часто передислоцировали, и, естественно, мне это не нравилось.
Один инструктор с военной базы морпехов как-то спросил меня, почему я не беру деньги за преподавание. Я объяснил почему, и он сказал, "Если ты не будешь брать деньги, то ученики будут относиться к этому как к халяве." (По-моему, это пример искаженного мышления.) "Так что, бери с них что-то." Я подумал, "О-кей, я буду брать с них 2 доллара в месяц". В конце месяца я купил на все эти деньги пива, и у нас была пивная вечеринка.
Индийские гуру были нищими. Они как-то зарабатывали себе на жизнь, но они не продавали свое знание, которое было бесценно. А если повесить на него ярлык и ценник... Вот так я отношусь к Айкидо.