(917) 530-59-16 (детские группы)
(925) 589-03-20
Закрыть
Эл. почта:
Пароль:

Еслы вы не зарегистрированы,
то зарегистрируйтесь
Вход и регистрация...
Главная / Статьи / Литература

Интервью с Кацуаки Танахаши Сэнсэем

Журнал "Aikido Today Magazine" №49
Интервьюер - Сюзан Перри



"О Сэнсэй - мой единственный учитель Айкидо. Когда у меня возникает вопрос, я вспоминаю О Сэнсэя. Вот таким образом я все еще учусь у него - почти 50 лет спустя."

Художник, преподаватель и активист охраны окружающей среды, Кацуаки Танахаши (Kazuaki Tanahashi) родился в Японии, где изучал рисование и каллиграфию. Сейчас он преподает каллиграфию в Калифорнийской Школе Японских Искусств (Санта Роза, Калифорния) и в Дзэнском Горном Монастыре (гора Тремпер, Нью Йорк). Он автор многочисленных статей, среди которых "Луна в Капле Росы: Наследие Дзэнского Мастера Догэна" и двух книг - "Основы Дзэн" и "Сознание и Кисть". Он также являлся одним из переводчиков книги по Айкидо, написанной Дошу Киссомару Уэсиба.

Пожалуйста, расскажите при каких обстоятельствах вы в первый раз встретились с О Сэнсэем.

Это случилось в 1947 году, спустя два года после окончания Второй Мировой Войны, тогда я был школьником. Моя мать, два моих младших брата и я переехали в Ивама, где жили в маленькой хижине с соломенной крышей, которая примыкала к Ивама Додзе О Сэнсэя.

Заглянув в Додзе в первый раз, я увидел людей, падающих подобно кошкам и другие странные вещи. Иногда казалось, что они делают что-то очень старое, вроде древней молитвы. Я не испытывал желания присоединиться к ним. Но О Сэнсэй пригласил меня зайти, и я решил, что стоит попробовать. Я стал заниматься и со временем привык к кувыркам и движениям. Но меня привлекала духовная атмосфера.

О Сэнсэй преподавал каждый вечер?

О Сэнсэй преподавал каждый вечер для пяти-шести деревенских ребятишек. Каждый вечер у нас было кейко. После капитуляции Япония была разоружена, а Боевые Искусства находились под запретом. Люди стеснялись всяких военных вещей; все что было связано с воинами или обороной было непопулярным. Поэтому немногие люди занимались Боевыми Искусствами. Возможно, что тогда это была единственная школа Айкидо в Японии, или даже во всем мире.

Каким тогда было Ивама Додзе?

Додзе было довольно маленьким и имело деревянный пол. Там был алтарь. Внутри дома был также зал с татами - примерно из 8 частей. Дом О Сэнсэя находился приблизительно в 500 футах. Айки Дзиндзя [святыня] была на полпути между домом и Додзе.

Как вам нравилось заниматься на деревянном полу?

Поначалу было ужасно, но я привык. Конечно, на занятиях мы делали очень простые вещи. Практически одно и тоже, снова и снова, каждый день. Мы начинали каждое занятие сидя с кокю-ваза и заканчивали кокю-ваза. Помнится, что тогда напряжение в электросети скакало и свет часто отключался. Обычно он включался минут на 15, а потом снова становилось темно. Мы сидели и молча ждали. У О Сэнсэя были поразительные глаза - они светились в темноте как у кота.

У некоторых из нас не было ги; я свой одолжил у кого-то. Мы все были из бедных семей. Но кейко продолжалось каждый вечер.

Каждый день О Сэнсэй делал что-то удивительное. Я прямо не верил своим глазам. Это было как чудо каждый день. Мы толкали его, но не могли сдвинуть с места. Он бросал людей не применяя силы. Или он пришпиливал человека одним пальцем. Он очень спокойно разговаривал с нами, пока человек, которого он удерживал тщетно пытался освободиться. Это он очень любил делать. Мне кажется это был результат того, что он выводил свою Ки.

Все, что он говорил было очень возвышенным и совершенно непонятным. Он часто говорил, что Айкидо - это путь непротивления и одновременно, хотя это казалось противоречивым, путь Воинского Духа. Он говорил, что Айкидо олицетворяют круг, треугольник и квадрат. Мы просто слушали.

Вы помогали ему в полевых работах?

Иногда. Как помнится, я помогал только по выходным дням или во время уборки урожая. О Сэнсэй очень удивительно работал в поле, очень мощным образом. Он всегда говорил "Ш, ш, ш."

То есть говорил, чтобы вы были потише?

Нет, он так дышал. Он выдыхал с силой и работал с громадной энергией, очень быстро. Он был очень хороший фермер.

Он был очень религиозен. Каждое утро он приносил подношение в Додзе, а затем молился своим очень высоким и сильным голосом. Этим ритуалам он придавал большое значение. В основном он не приглашал нас присоединиться к нему. Раз в месяц была церемония, в которой мы могли принять участие, но обычно он молился в одиночестве.

Вы помните, чтобы О Сэнсэй пел?

Часто он пел обычную синтоистскую очистительную молитву, мисоги но норито. Он пел "хито, фута, ми, йо, ицу, муйу, нан, я, коко-но, тари, момо, чи, йорозу" - снова и снова и очень высоким голосом. Моя мать это ненавидела.

А что означает эта молитва?

Интересно, что она означает "1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 100, 1000, 10,000."

Я часто вспоминаю эту молитву и думаю о ее значении. Сейчас я стал художником одного мазка; один мазок очень важен. А в чем значение 1000 и 10,000? И недавно я начал проект под название "Будущее 10,000 лет", в котором мы задаем вопрос, "Хотим ли мы, чтобы человечество существовало еще 10,000 лет? Если да, то как?"

В то время молитва О Сэнсэя ничего мне не говорила; это были просто какие-то цифры. Но сейчас я начинаю ее понимать.

А где в то время был Киссомару Уэсиба, нынешний Дошу?

Он тогда работал на брокерскую контору в Токио.

Недалеко от Ивама жил Сайто Сэнсэй, хотя в то время он не был сэнсэем. Он был на семь или восемь лет старше меня - ему было чуть больше 20 -, и он приезжал каждый вечер на поезде. Иногда приезжали позаниматься Коичи Тохэй-сан и Абе-сан и еще несколько других учеников.

Вы когда-нибудь слышали, чтобы О Сэнсэй говорил о войне?

Он часто говорил об АЙ как о любви, но я не помню, чтобы он говорил о войне. Я думаю, что в Ивама О Сэнсэй разрабатывал Айкидо как искусство для мирного времени. До этого, хотя он понял, что дух боевых искусств - это любовь, многие люди приходили к нему заниматься, чтобы научиться боевым навыкам. Но тот период, когда я жил в Ивама был для него тихим временем размышлений и перестройки.

Видение О Сэнсэя углубилось через его фермерскую жизнь и его работу с учениками.

О Сэнсэя очень раздражало когда мы на татами боролись друг с другом, толкались, или пытались использовать силу. Такие вещи совершенно противоречили его Айкидо. Когда его не было кое-кто из молодежи забавлялся борьбой, но в присутствии  О Сэнсэя все было совершенно иначе.

О Сэнсэй учил вас работе с боккеном и дзе?

Да. Мы регулярно делали самые простые упражнения. Но из-за того, что наше Додзе было очень маленьким, одновременно работать могло только двое людей.

О Сэнсэй был суров?

Он был строг. Иногда он улыбался, но не шутил. Он не делал и не говорил ничего бесполезного. Он был постоянно сосредоточен на духовной жизни, а Айкидо было частью этой жизни.

Вы были хорошим учеником?

Мой младший брат был хорошим учеником. Он был крепкого сложения, и я думаю он был одним из любимых учеников О Сэнсэя. Я был неуклюж, и меня интересовали интеллектуальные вопросы. Я хотел стать писателем, мыслителем. Поэтому я был худшим учеником нашей группы.

Как О Сэнсэй проводил занятия? Вы делали разминку, упражнения на растяжку?

Разминки у нас не было. Мы начинали сидя, с кокю. Затем О Сэнсэй показывал технику - например, икке или никке - и ученики ее медленно делали. О Сэнсэй наблюдал за нами, сидя или стоя. Иногда он останавливал нас и объяснял какую-нибудь деталь, или что-то показывал.

На ежедневных занятиях иы не делали много приемов. Более продвинутую технику, вроде рандори, мы тоже делали, но не часто.

Правда, что вы делали каллиграфию для О Сэнсэя?

Примерно в то время я начал в школе изучать каллиграфию. По-моему О Сэнсэю показалось, что наши почерки похожи. Поэтому он попросил меня немного поработать - писать сертификаты, вроде тех, что выдаются сегодня. Это очень странное совпадение, что я делал каллиграфию для О Сэнсэя, а затем стал художником и каллиграфом - почти предначертание.

Когда вы уехали из Ивама?

Я занимался с О Сэнсэем полтора года, когда мне пришлось уехать в Токио работать учеником печатника (Киссомару Сэнсэй устроил меня на эту работу). Меня очень удивило, что перед моим отъездом из Ивама О Сэнсэй дал мне шодан (в то время не было ученических степеней - кю). Я думал, что мой брат получит первый дан до меня.

О Сэнсэй часто просил нас, его учеников позаботиться об Айкидо. Я был только новичком, но я полагал, что таким образом он дал мне личное поручение. Я чувствовал, что мне нужно сделать что-то, чтобы помочь Айкидо.

И какую форму приняла ваша помощь?

Примерно в 1960 году, когда я уже выпустил несколько книг, у издательства Hozansha Press появилась идея опубликовать книгу об Айкидо на английском языке. Издатель поговорил с Киссомару Сэнсэем, и он согласился разрешить мне и моему другу Рою Мауреру Младшему перевести книгу.

Некоторые из наших первоначальных вариантов перевода были спорными. Например, мы перевели слово "Додзе" как "спортивный зал", а все названия техник буквально переводили на английский.

Нам в помощь послали Терри Добсона. Он был учи-деши и вероятно имел самую высокую степень из западных учеников того времени. Мне и Рою совершенно не понравилось, что этот здоровенный, крутого вида парень будет вмешиваться в нашу работу. Но, в конце концов, Терри стал нашим хорошим другом. Моя дружба с Терри длилась до самой его смерти.

Когда мы завершали работу над книгой, нам показалось, что существует недостаточно хороших фотографий О Сэнсэя. Мы предложили издателю нанять фотографа. В результате появились многие знаменитые фотографии О Сэнсэя, например, та, где он стоит, положив руку на дерево. Мы были очень довольны результатом.

В книгу мы также включили короткие воспоминания О Сэнсэя. На Западе этот материал использовался как образец философии О Сэнсэя и часто цитировался.

Вы занимались Айкидо у других учителей, кроме О Сэнсэя?

Нет, я не занимался у других учителей. О Сэнсэй - мой единственный учитель. Я часто думаю об Айкидо и когда у меня возникает вопрос, я вспоминаю О Сэнсэя. Вот таким образом я все еще учусь у него - почти 50 лет спустя.

Как Айкидо повлияло на вашу жизнь вне Додзе?

Я каллиграф и художник. Я думаю, что мои навыки выведения Ки оказались очень полезными для моего искусства - они помогли мне использовать большие и маленькие кисти в очень прямолинейной и честной манере.

Кроме того, мне кажется, что мои занятия Айкидо во многом помогают мне, когда я участвую в работе по пропаганде мира и по защите окружающей среды. Например, Айкидо помогло мне понять необходимость участия всех сил в наших обсуждениях - включая людей, которые разрабатывают новые виды оружия и людей, которые поддерживают военные методы. Работа во имя мира требует уверенных и точных действий, поиска наилучшего способа разрешения сложившейся ситуации - подобно тому, как О Сэнсэй разбрасывал людей на татами.

Кроме того, от О Сэнсэя я научился не сдаваться. В пропаганде мира и охране окружающей среды было бы нелепо думать, что все наши усилия будут успешными. Так не бывает; часто случаются и неудачи. Но в Айкидо после того как вас бросают, вы встаете и делаете что-то другое. Когда я терплю неудачу, то всегда ищу другой подход. В конце концов я его нахожу и ситуация радикально меняется.

Я считаю, что Айкидо может многое предложить миру. Оно может научить нас развивать мягкость, гибкость в межличностных отношениях - рассматривать "врагов" скорее как партнеров.

Неужели вы - активист охраны окружающей среды - можете рассматривать представителей крупных корпораций как партнеров?

Да. Мы должны четко определить что неправильно, что надо изменить и кто за это ответственнен. Но не следует отчуждать виноватых или относиться к ним как к врагам. Вместо этого можно думать о них как о друзьях, которые занимаются деструктивной деятельностью - друзьях, которым нужно помочь изменить ее направление. Наверное, можно говорить с ними как с друзьями без предъявления обвинений.

Можно ли сказать, что работа с корпорациями подобна проведению бросков в Айкидо?

Да. Когда наша стратегия срабатывает, результат может напоминать прекрасный бросок. Но прежде чем мы сможем провести прекрасный бросок, нам надо много учиться, падать и возможно набивать шишки.

Происходит ли ваша любовь к природе от жизни в Ивама?

В некоторой степени. Когда я жил в Ивама, люди были очень бедными. Большинство городов было сожжено и мы жили примитивной, убогой жизнью. Но мы не уничтожали природу. Насколько мне известно О Сэнсэй не призывал к охране природы, поскольку тогда в этом не было надобности. Но его учение может вдохновлять нас к работе на благо природы, общества и мира.

Пожалуйста, расскажите подробнее о жизни в Ивама в то время. Какой пищей люди питались?

О Сэнсэй иногда ел цыплят и яйца, но не употреблял мяса четвероногих животных. Мы же в основном питались сладкой картошкой, и она мне так набила оскомину, что я поклялся не есть ее до конца жизни.

Когда О Сэнсэй съедал свою первую маленькую чашку риса, его жена обычно спрашивала "Положить тебе еще?" Он отвечал, "Да, еще три зернышка", имея в виду, что он поесть еще немного.

Какие у вас воспоминания о жене О Сэнсэя?

Она была очень милая женщина. Тогда она была уже старая и иссохшая, с согбенной спиной. Она была очень добрая.

А где община брала воду?

Рядом с Додзе был колодец с веревкой и деревянным ведром.

Иногда мы принимали ванну в доме О Сэнсэя в металлической посудине. Это приводило нас в восторг!

В вашей статье "Годы до Пирл Харбора" сказано, что ваш отец занимал одну из ключевых должностей в японской армии. О Сэнсэя уважали в армейских кругах?

Да, очень уважали. Одно время мой отец был чемпионом военной академии по Кендо. Он пригласил О Сэнсэя биться на боккенах, и О Сэнсэй разделался с ним как с ребенком. Тогда мой отец решил стать учеником О Сэнсэя и перехал поближе к Додзе в Токио. О Сэнсэя и мой отец были очень близки.

В конце концов, мой отец стал офицером Генштаба Императорской Армии. Он знал нескольких членов императорской семьи и представил им О Сэнсэя. У О Сэнсэя также были другие ученики из высоких военных и гражданских кругов.

Считаете ли вы, что в Айкидо заложена мудрость?

Да. Мудрость приобретается через использование тела и сознания. Навык трансформации различных негативных сил в одну позитивную силу должен стать привычкой. Эта привычка развивается в Айкидо. Мы не злимся и не атакуем в ответ, но принимаем силу направленную на нас и затем, через движение наших тел, объединяемся с оппонентами. В этом заложена великая мудрость. Она очень нужна нашему миру, где бывает столько ссор и конфронтаций.

Некоторые люди считают, что конфликты и борьба неизбежны, но Айкидо предлагает другой путь - путь безконфликтного достижения цели.

Вас не удивляют масштабы развития Айкидо с 1947 года?

В послевоенное время я и не мечтал, что Айкидо так распространится, а тем более в Западных странах. Меня поражает количество людей, изучающих Айкидо во всем мире. И я не думаю, что О Сэнсэй предвидел такое развитие. Во всяком случае, он ничего об этом не говорил. Быстрое распространение Айкидо показывает, что при правильном видении и правильном процессе, один человек может оказать влияние на многих других людей. Если у нас будет жизнеутверждающая позиция, то надо ее распространять и она станет превалировать.

Сообщество Айкидо может многое предложить миру. Я бы хотел, чтобы люди подумали о громадном потенциале Айкидо - о том, что возможно осуществить с его помощью. Айкидоки могут извлечь урок из истории буддизма. Японский буддизм ничего не делал для того, чтобы остановить японский империализм, колониализм, милитаризм, насилие и половую дискриминацию. Но когда буддизм (особенно Дзэн) пришел на Запад, он очень позитивно повлиял на правовые и социальные процессы; теперь он также играет большую роль в работе по охране природы и укреплению мира. Также и мудрость и видение Айкидо могут помочь нам улучшить наше общество. Некоторые люди уже используют Айкидо в этом направлении.

Мы все знаем, что сейчас происходит всемирный кризис. Если мы не станем действовать достаточно быстро, и не изменим наши социальные приоритеты, то человечество исчезнет, и не через сотни, а уже через десятки лет. Климат изменится, может начаться ядерная война, будут уничтожены тропические леса и т.д. На нужно проснуться и использовать свои знания, чтобы выжить и защитить будущие поколения.

И я мечтаю о том, что все больше людей из сообщества Айкидо будут  подключаться к этому жизненно важному процессу создания позитивного будущего. 

перевод Азамата Кумыкова