(917) 530-59-16 (детские группы)
(925) 589-03-20
Закрыть
Эл. почта:
Пароль:

Еслы вы не зарегистрированы,
то зарегистрируйтесь
Вход и регистрация...
Главная / Статьи / Литература

Интервью с Такэда Токимунэ

Токимуне Такэда (1916-1993) родился в Юбецу, Хоккайдо.

Соке Дайто-рю Айкидзюдзюцу.

Третий сын и преемник Сокаку Такэда, Токимунэ Такэда начал изучать Воинские Искусства в 1925 году под руководством своего отца. В 1946 году он окончил курсы подготовки полицейских офицеров. Во время службы в полиции Токимунэ получил несколько наград за выдающиеся заслуги при поимке преступников. В декабре 1951 года начал работать в рыболовецкой компании "Yamada Fishery Ltd.", откуда ушел на пенсию в 1976 году. В 1953 году основал Дайтокан Додзе в Абашири, Хоккайдо, упорядочил технику Дайто-рю и включил в нее элементы Оно-ха Итто-рю. 3 ноября 1987 года Токимуне получил награду города Абашири за заслуги в области культуры и общественного образования.

Теперь, когда прояснилась роль Дайто-рю в развитии Айкидо, возможно, что многие айкидоки заинтересуются историей этого искусства. Для начала я бы хотел задать несколько вопросов о вашем отце - Сокаку Такэда. Можно ли сказать, что это он создал искусство Дайто-рю?

Нет, корни Дайто-рю идут от искусства тэгои. Об этом искусстве есть упоминание в Кодзики. Когда богиня Аматэрасу Омиками отправилась к богу Такеминаката но Микото, чтобы потребовать возвращения ей ее страны, он и бог Такемиказучи но Микото сошлись в бою. Они сражались, используя приемы тэгои, которое можно считать прародителем современного Сумо. В древности поединки Сумо проводились во время храмовых праздников. Император Сейва создал два отряда имперской стражи Юкон и Сакон и превратил Сумо в Воинское Искусство. Позже, во время периода Камакура, Сумо стало самым известным искусством. Так что можно сказать, что император Сейва является основателем Дайто-рю. Младший внук императора Сейва, Синра Сабуро Йошимицу, переехал в Ошу на северо-восток Японии, где проводил вскрытия, изучая анатомию человека, оттуда и началось Дайто-рю. Он остановился в местечке известном как Дайто и стал называть себя Сабуро из Дайто. Так появилось название. Затем Дайто-рю передавалось в течение многих поколений внутри семьи Такэда, потому что мы тоже ведем свой род от императора Сейва.
Запись этой истории хранится в храме Исе. Хотя эти документы доступны только служителям Синто, мне разрешили взглянуть на них, поскольку мы - семья священнослужителей. Я отправился туда, чтобы проверить то, что рассказывал мне отец и нашел эти документы.

В родословной семьи Такэда, которую вы нам показали, встречается имя Соэмона Такэда. Он был дедом Сокаку?

Да. Он был отцом Сокичи - отца Сокаку. Во время войны Айзу, войска со всей страны прибыли, чтобы уничтожить клан Айзу, поскольку он считался врагом императора. Поэтому, я думаю, что если бы кто-то не передал эти документы на хранение в храм, они были бы потеряны.

Вы не могли бы немного рассказать о клане Айзу?

Первоначально клан Айзу нес ответственность за охрану Киото. Группа самураев, называвшаяся Шинсенгуми активно действовала перед реставрацией Мэйдзи. Основное ядро Шинсенгуми состояло из членов клана Айзу. Это была очень жестокая организация, занимавшаяся убийствами сторонников императора из кланов Сацума и Тоса. Они даже уничтожали их высших руководителей. Из-за связи Шисенгуми с Айзу кланы Сацума и Тоса, придя к власти, напали на лорда клана Айзу и нанесли ему поражение во время гражданской войны Босин. После поражения клан не смог оправиться. В ходе той войны клан Айзу использовал устаревшее вооружение, а императорская армия была оснащена новыми импортированными пушками. Айзу ничего не могли противопоставить императорским войскам. Клан Айзу, который должен был охранять императора стал его врагом. Лорд клана Айзу был арестован, а его замок предан огню и полностью уничтожен. Записи родословной клана Айзу сохранились лишь у немногих людей.

Наверное, ваш отец рассказывал вам истории о своем детстве.

Да, рассказывал. Однажды, во время войны Айзу когда моему отцу было 9 лет, все взрослые его семьи бежали в горы. Сокаку и его сестру оставили дома, посчитав, что дети там будут в безопасности. Когда солдаты императорской армии пришли в дом, они поймали и зарезали утку, которую заботливо выращивал Сокаку. Увидев это, Сокаку закричал, "Солдаты императора - воры!" Когда капитан услышал Сокаку, он подошел к нему и объяснил, что члены императорской армии не могут быть ворами, потому что они все служат императору. Но Сокаку продолжал настаивать на том, что они воры, и капитану пришлось дать ему немного денег, чтобы его утихомирить. Очевидно, кто-то из местных жителей увидел это и позже пришел в дом, надев маски, чтобы напугать Сокаку и украсть заплаченные ему деньги. В старые времена использовали плотные бумажные абажуры и ночью было довольно темно. С наступлением темноты они в масках вломились в дом Сокаку. Но Сокаку разозлился и швырнул миску с рисом из которой ел прямо в одну из масок, и она развалилась надвое. У него действительно был героический характер, даже в девять лет.
Сокаку часто ходил за семь миль посреди ночи, чтобы посмотреть на пальбу пушек. Старые ядра не взрывались как современные снаряды и эти раскаленные красные шары было легко различить в темноте. Каждую ночь Сокаку делал себе несколько рисовых колобков и отправлялся смотреть на бой, потому что ему было интересно наблюдать за выстрелами пушек по замку. На поле боя люди носили копья и другое оружие. Так что, Сокаку видел как люди убивают друг друга еще в детстве. Он любил сражения. Его не могли убить, потому что он был ребенком, и он носился где хотел. Но там везде были дозоры и его часто ловили, когда он издавал шум. Поскольку он был всего лишь маленьким мальчиком, то его ругали и отправляли домой. Но он всегда возвращался!
Он мне рассказывал много историй из своей жизни. О том как путешествовал, проверяя свои знания, и как учился у лучших мастеров. Он даже рассказывал о привычках своих учителей и об их искусстве. Думаю, что мне эти истории были очень полезны.

Каким было академическое образование Сокаку?

В этом плане он был не очень способным. Вообще-то, Сокаку Такэда даже не умел писать. Когда ему нужно было что-либо написать, за него это делал кто-нибудь другой. Его отец Сокичи считал, что в будущем детям нужно будет знать письменность, поэтому во время периода Эдо он открыл в своем храме частную начальную школу. Он учил и Сокаку. Но его сын был странным ребенком, часто вызывал суматоху пропав куда-нибудь и доставлял неприятности другим людям. В конце концов, отец Сокаку исключил своего собственного сына из школы. На Сокаку это не произвело впечатления, и он сказал, что писать ему не придется, потому что за него будут это делать другие. Когда его отец Сокичи разозлившись воскликнул, "Кому ты нужен, чтобы за тебя писать!", Сокаку продолжал стоять на своем. И так оно и вышло, более того, за него писали судьи и прокуроры!
В то время было очень необычно, чтобы полицейские где-нибудь писали свои имена или расписывались. Я сам был полицейским детективом, поэтому хорошо понимаю это. Но все полицейские и потомки самураев писали свои имена и ставили свои печати в журналах Сокаку, где он записывал своих учеников, что было действительно чем-то из ряда вон выходящим. Даже в наши дни полицейские не дают своих визиток, потому что если кто-то использует их не по назначению, то у них могут быть неприятности. Но даже в период Мэйдзи, Сокаку требовал от своих студентов, чтобы они писали свои имена. У Сокаку Такэда Сэнсэя были братья или сестры? У него был один старший и один младший брат. Еще у него была сестра. Какой была подготовка Сокаку в области Воинских Искусств?

Сокаку изучал фехтование школы Оно-ха Итто-рю клана Айзу у учителя по имени Тома Шибуя. Большинство записей и документов клана Айзу были сожжены во время войны. Сохранились только немногие документы, хранившиеся в храме.
В те дни Кендзюцу было популярно, а Дзюдзюцу было не более чем дополнительным искусством. Другими словами, поскольку самураи всегда носили мечи, им никогда не приходилось бросать кого-либо голыми руками. В общем, до Реставрации Мэйдзи искусство меча было более популярно чем Дзюдзюцу, которое тогда только начинали практиковать. Но, конечно, ошикиучи - дворцовое искусство - было исключением.

Какую роль сыграло Оно-ха Итто-рю в развитии Дайто-рю?

Школа меча Оно-ха Итто-рю была включена в Дайто-рю. Сокаку владел техникой этого стиля. Сокаку изучал много чего, мало было чего он не знал. В старые времена мастера меча были не просто экспертами фехтования. Частью тренировок второй половины периода Токугава [1603-1868] и периода Мэйдзи [1868-1912] была одна интересная традиция. Надо было десять тысяч раз одеть мэн на тренировках, а потом провести три года в путешествиях, тренируясь в различных Додзе. Надо было надевать мэн и участвовать в поединках. У каждой школы были свои особенные приемы, но независимо от стиля все использовали мэн.
Современное Кендо во многом развилось из Оно-ха Итто-рю и Хокусин Итто-рю. Сасабуро Такано первой школы и Такахару Найто и Шусаку Чиба второй хорошо известны.
Примерно до 1910 года не существовало специальной классификации форм, поэтому преподавательский состав Высшей Школы Подготовки Учителей (Токио Кото Шихан Гакко) и Бутокукай создали ката (формы), чтобы облегчить обучение. Практикуемые сегодня Кендо ката были созданы в то время. В Дайтокане мы не используем мэн, потому что практикуем только ката.
Во время боя на мечах надо уметь принимать удар противника, который следует молниеносно как только он обнажит оружие. Нужно иметь такую скорость. Меч айки не сработает, если ваши ноги и руки не будут эффективно координированы. Поскольку Сокаку практиковал Кендзюцу, он мог легко поворачивать свои запястья. Чтобы поразить противника, нужно, чтобы острие вашего меча находилось под определенным углом, поэтому вам надо повернуть меч вот так [показывает]. Вы принимаете меч противника тыльной стороной вашего меча, а потом поворачиваете свой меч, чтобы зарубить его. Это не похоже на то как бьют противника боккеном. Поскольку у настоящего меча острое лезвие, следует принимать удар противника тыльной стороной, иначе оно зазубрится. Таким образом, чтобы выполнять эти техники меча, нужно уметь легко поворачивать запястья, а это и составляет основу техник Дайто-рю.

Можно ли в таком случае сказать, что Дайто-рю основано на фехтовании?

Да. Техники Сокаку основаны на фехтовании. Изучая Дайто-рю, совершенно необходимо учиться работе с мечом. Первая техника короткого меча в Оно-ха Итто-рю идентична первой технике Дайто-рю, где вы удерживаете противника, а затем зарезываете его. Эта техника использовалась только во время Сенгоку Дзидай, но Сокаку придавал ей во время обучения большое внимание.
Сокаку всегда носил с собой завернутый в полотенце короткий нож. Он никогда его не показывал, но однажды кто-то случайно увидел как он его уронил. Техника использования такого ножа была секретной техникой Сингэна Такэда. Когда враг нападает на вас с мечом, вы используете этот нож следующим образом [показывает] - поражаете жизненно важные органы. Это иппондори в Дайто-рю.

Насколько мне известно, Сокаку также обучался Воинским Искусствам у учителей вне клана Айзу?

Да. Сокаку был учеником Кенкичи Сакакибара и изучал Джикишинкаге-рю. Техника меча Сакакибара относилась к так называемому жесткому стилю. Его приемы также вошли в Дайто-рю. Когда Сокаку занимался в Сакакибара Додзе, там было много учеников. У всех из них бывали контузии от ударов по голове меча их учителя. Когда он атаковал, они просто отлетали. Ученики очень плохо питались и делали жидкую рисовую кашицу, которую потом высасывали через бамбуковую трубочку. Это и был весь их завтрак. Они голодали. Вот в таких условиях Сокаку проучился там около двух с половиной лет. В Сакакибара Додзе также занимался человек по имени Джирокичи Ямада, который позднее преподавал фехтование в Университете Хитоцубаши. Сокаку однажды делал показательное выступление в этом университете из-за его связи с господином Ямада.

Это Сакакибара представил Сокаку учителю Шунзо Момонои школы Киошин Меичи-рю?

Как вам известно, в 1877 году произошел так называемый югозападный мятеж. Сокаку намеревался поддержать Такамори Сайго, который по слухам собирал армию. Но внезапно умер Сокацу - брат Сокаку, бывший Синтоистским священником, и Сокаку пришлось вернуться в Фукушиму в храм Чиканори Хошина, чтобы заменить своего брата и учиться на священника. Однако позже Сокаку решил отправиться в Киошу, чтобы поддержать Сайго и по дороге посетил Эдо (Токио). Сакакибара Сэнсэй написал письмо и попросил Сокаку доставить его Шунзо Момонои в Осаку. Сакакибара стало известно о намерении Сокаку вступить в армию Сайго для воинской подготовки (муща щугио), и он попросил Момонои помешать этому. Поскольку Сокаку не мог читать, он положил письмо в свое кимоно и отнес его к Момонои в Осаку. Затем он стал там заниматься.

Какими были занятия Сокаку в Момонои Додзе?

К Сокаку относились как к гостю из-за рекомендации Сакакибара. Сам Шунзо Момонои стал полицейским инструктором по рекомендации Сакакибара Сэнсэя. Вначале в полиции преподавал Сакакибара, но затем он порекомендовал на эту работу Момонои, потому что он считал, что тот лучше образован. В результате, Сокаку не смог поддержать Сайго из-за вмешательства Момонои.

Не могли бы вы рассказать о второй половине 1870х годов, когда Сокаку путешествовал по стране, изучая Воинские Искусства?

В те дни не было поездов, поэтому Сокаку путешествовал пешком. Он никогда не знал заранее какие особые техники могли быть в Додзе куда он направлялся. Он рассказывал мне, что приходя в новое место, он стоял снаружи и звал кого-нибудь, но никогда не заходил внутрь сразу. Даже возвращаясь домой стариком он не заходил в дом, а стоял у входа и звал меня, крича "Созабуро!". В те времена люди тренировались три года, после того как уже провели 10 тысяч поединков. Говорят, что только после такой подготовки фехтовальщик начинал понимать как держать в руках бамбуковый меч. Если человек прозанимался больше этого, он говорил, "Я занимался немного." В старые времена это означало, что он - большой мастер. Это был один из "паролей" занимавшихся Воинскими Искусствами. Можно было сказать сколько лет занимался человек, посмотрев как он держит бамбуковый меч, и тогда другие могли сказать, "О! Этот человек 10 тысяч раз надевал мэн и три года тренировался, путешествуя по всей стране." Так было в начале периода Мэйдзи. Тогда еще не существовало системы данов.

Родной город Сокаку формально находился в Префектуре Фукушима?

Нет, он находится по моему текущему адресу. Сокаку отделился от основной семьи Айзу и формально сменил свое местожительство на Хоккайдо.

Сэнсэй, однажды вы описывали знаменитый инцидент, случившийся в 1882 году в Фукушиме, когда на Сокаку напала группа рабочих-строителей, и он чудом избежал смерти. В Префектуре Фукушима сохранились какие-либо документы об этом случае?

Я ездил по этому поводу в Фукушиму, но не смог найти никаких документов. После этого случая у Сокаку были раны по всему телу. Ему даже проткнули спину киркой. Его спасли после того как он потерял сознание. Сокаку рассказывал, что было темно, но он мог видеть вдалеке свет. Он говорил, что когда он смотрел на этот свет, ему становилось хорошо. Затем, он постепенно пришел в себя и услышал как его зовет его дядя, Шинджуро Курокочи. Сокаку спасся, потому что там появился его дядя. [Смотрит в журнал] Он был бывшим членом клана Айзу. Он и еще несколько государственных чиновников спасли Сокаку.

Когда в журналах Сокаку впервые появился термин Айкидзюдзюцу?

Как искусство самозащиты айки преподавалось еще давным давно, во время периода Токугава. Кроме техник Дайто-рю дзюдзюцу есть особенная разновидность техник айки, которую мы называем ханза хандачи. Техники, которые изучались для использования во дворце назывались ошикиучи. В старые времена, когда люди заходили в обанбея замка Эдо, у них забирали мечи. Все - кроме дворян определенного уровня, которым разрешалось оставлять при себе короткие мечи - должны были сдать все оружие. Они должны были ходить на коленях перед семьей Сегуна. Техники Дайто-рю ханза хандачи использовались во время того периода на случай возникновения каких-либо инцидентов.

В таком случае, наверное, ханза хандачи является важной частью Дайто-рю?

Да, это так. Ходьба на коленях (шикко) - базовый навык в Дайто-рю. Техники ханза хандачи также основаны на ходьбе на коленях и используются в положении сидя против неожиданных нападений. Техники, начинающиеся из положения сидя и завершающиеся в положении стоя существуют только в Дайто-рю. В других Воинских Искусствах тоже существуют техники контроля сидящих противников, но только в Дайто-рю учатся бросать врага в пяти направлениях, вставая из положения сидя. Мы используем термин гохо, означающий пять направлений, а сама техника называется гохонаге. Приемы такого типа имеются только в Дайто-рю. Существуют также броски в пяти направлениях в техниках иккахо, никахо и санкахо.

Айкидоистский термин шихонаге взят из Дайто-рю?

Да, верно, как и котэгаеши.

А кокюнаге?

Мы называем эту технику айкинаге.

А кошинаге?

У нас она называется кошигурума.

А как насчет тенчинаге?

У нас это одна из техник айкинаге.

Расскажите, пожалуйста, немного о базовых техниках Дайто-рю, например, об иппондори.

В Оно-ха Итто-рю иппондори носит название когусоку, и в ней применяется кодачи (короткий меч). Вы колите им снизу вверх, когда вас атакует противник с мечом. В Дайто-рю эта техника используется, когда на вас нападает вооруженный враг или когда вас хватают за одежду спереди. Что отличает ее от техники других школ, это то, что вы удерживаете противника одним коленом. Затем вы берете его за волосы, чтобы отрезать голову. Это очень характерно для техник Дайто-рю. Вы можете спросить, "Какое значение это имеет в наше время?" Но это - основа Дайто-рю. Если вы удерживаете противника коленом, то ваши руки свободны. Тогда вы можете перерезать ему горло. До того момента вы должны быть настороже. Можно взять под контроль даже случай с несколькими нападающими, потому что одного вы удерживаете коленом. В этом суть Дайто-рю. Если вы пригвоздите противника, перенеся весь свой вес на одно колено, то он не сможет встать. Все без исключения техники смертельны. И ни одна не дает противнику ни малейшей лазейки. Методы преподавания Дайто-рю совершенно отличаются от используемых другими школами. Мы используем настоящие мечи для серьезного боя. Когда Дайто-рю практиковали в полицейском департаменте, полицейские постепенно перестали заниматься таким образом и стали мягко удерживать противника. Даже в период Мэйдзи, люди уже не удерживали противника для того, чтобы отрезать ему голову. Однако, суть Дайто-рю - быть настороже, пока не перерезано горло врага. Атаки должны проводиться мгновенно. Этим вещам мы строго обучаем в Дайто-рю. Поэтому занятия у нас жесткие, и несколько отличные от других видов занятий или от мягкой работы с айки.

Пожалуйста, расскажите немного о концепции айки.

Айки означает тянуть, когда вас толкают и толкать, когда вас тянут. Это неторопливость, но и скорость, гармонизации вашего движения с ки противника. Его противоположность - киай, толкающий до предела, в то время, как айки никогда не оказывает сопротивления. Самозащиту можно называть айки если противник нападает первым, но этот термин используют и для обозначения самозащиты в целом. Эти вещи нельзя путать. Поэтому полицейские не используют айки. Они используют Дзюдзюцу. Они бьются с киай, используя атаку сен сен. Атака - это киай, а полицейским разрешается нападать первыми. Поэтому они изучали Дайто-рю, хотя сейчас ту смесь Дзюдо, Кендо, Айкидо, и других искусств, которую изучает полиция, обычно называют тайходзюцу, т.е. техники ареста.

Вы не могли бы рассказать о семинарах, которые проводил Сокаку?

Обычно семинар, длился 10 дней. К сожалению, искусство было невозможно распространять систематически, потому что хотя Сокаку постоянно путешествовал и преподавал, он никогда не создавал филиалов. Сокаку Такэда был человеком иного склада; его интересовало только само обучение. Ученики должны были расписываться в журнале каждый раз, когда они участвовали в семинаре. Он никогда не разрешал преподавать Дайто-рю людям, которые не были его учениками.

Существует знаменитая история о встрече Сокаку с иностранцем по имени Чарльз Перри, преподававшим английский язык в Японии в период Мэйдзи.

Да. Тогда Сокаку преподавал во Второй Армейской Дивизии в Сендай. Господин Перри приехал, чтобы преподавать английский в школе в Сендай. С господином Перри в Японию приехал также другой иностранец, тоже занимавшийся у Сокаку Такэда. Мой отец знал некоторые английские слова, например, "плечо". Он также мог сказать "удержание", имея в виду осае. Так что он немного знал английский!

Когда Морихэй Уэсиба, основатель Айкидо, впервые встретил Сокаку?

В 1915 году. Насколько я знаю, он встретились в гостинице Хисада в городе Энгару, что на севере Хоккайдо. Кажется, Уэсиба Сэнсэй приехал в Хоккайдо обрабатывать землю, когда ему было уже за 30. Он собрал вторых и третьих детей из семей, но не старших сыновей, и они переселились в Хоккайдо. Он был еще молод, и ему, вероятно, приходилось очень непросто.
Морихэй Уэсиба изучал Дайто-рю под руководством моего отца с 1915 по 1919 год, около пяти лет. Он много занимался и был полон энтузиазма. Он был любимым учеником Сокаку. Больше и чаще всех Сокаку ругал меня, а после меня - Морихэя. Поскольку я был сыном Сокаку, мне было все равно, но, наверное, Уэсиба Сэнсэю было нелегко, ведь он не был членом семьи.
[Смотрит в журналы учета учеников] Уэсиба действительно очень много занимался. Вот первая запись, вот вторая, а вот третья. Вот четвертый, пятый, шестой и седьмой разы... Вот восьмой семинар, где он уже был ассистентом Сокаку. В общей сложности он занимался как ученик 70 дней. А вот еще одна, девятая запись.
Морихэй Уэсиба часто сопровождал Сокаку. Путешествовать вместе с Сокаку было важнее простых занятий с ним во время обычных тренировок. Более того, Уэсиба преподавал в роли ассистента Сокаку. Уэсиба стал сопровождать его с восьмого семинара. Поскольку Сокаку бывал в разных местах и преподавал полиции, судьям и людям такого рода, Уэсиба Сэнсэй вероятно считал, что искусство великолепно, и что ему не придется заниматься сельским хозяйством, если им овладеть. Он был очень предан Дайто-рю и был очень разговорчив. Когда Сокаку преподавал группе судей и прокуроров в Хакодатэ, Уэсиба помогал ему. Ему было тридцать с чем-то, но он даже в таком молодом возрасте мог обучать судей. Обычно, добиться этого было очень трудно. Полиция нанимала инструкторов, только если они были родом из самурайской семьи, все было очень формально. Поэтому в таком молодом возрасте учить судей было очень большим достижением. Даже в молодости Морихэй Уэсиба был замечательным человеком.

И тогда Уэсиба Сэнсэй стал преподавателем Дайто-рю?

Вообще-то, это произошло гораздо позже. Чтобы получить эту степень он отправился обратно на Хонсю. Здесь записано, что он получил сертификат в Аябе. Если мне не изменяет память, моя мать и я поехали в Аябе, что около Киото, когда мне было шесть лет. Мы долгое время жили в доме Уэсиба Сэнсэя, который был известен как Уэсиба Джуку. Я смотрел тренировки, хотя и был маленьким. Тогда там было сорок учеников.
А вот... Вот запись о нашем пребывании там. Мы провели там около пяти или шести месяцев. Вот, здесь написано, что ученикам Уэсиба Джуку преподавал Дайто-рю дзюдзюцу Сокаку Такэда Сэнсэй. Многие из учеников были приверженцами секты Омото. Вот, например, Масахару Танигучи из Сейчо но Ие. Например, Вице-адмирал Сейкю Асано, который также изучал Дайто-рю. Такие люди тоже изучали искусство. Посмотрите, вот имя "Морихэй Уэсиба". Здесь ясно написано, что обучение длилось с 28 апреля до 15 сентября 1922 года, то есть достаточно долгое время. Тогда Уэсиба тоже был ассистентом. Сокаку не очень нравилась религия Омото, и он саркастически называл дом "виллой Морихэя Уэсибы".

Значит Сокаку преподавал ежедневно с 28 апреля по 15 сентября?

Да, верно. Он преподавал вместе с Уэсибой. Вот сертификат киоджи даири (помощник инструктора) Морихэя Уэсибы. Он написан его почерком и гласит:
"1. Принимая учеников для обучения Дайто-рю Айкидзюдзюцу, будь осторожен и выбирай людей хорошего поведения.
2. Ученики должны указывать свой адрес, имя, возраст, расположение своего Додзе и условия обучения в журнале, а также должны ставить свою печать.
3. При обучении учеников, плата в 3 йены должна передаваться Дай-Сэнсэю Такэда как первоначальный взнос.
15 сентября, 1922 года
" Получая сертификат помощника инструктора, все писали такие слова. Это примерно тоже, что в наши дни создать Додзе-филиал. Уэсиба Сэнсэй занимался очень много, больше кого-либо другого.

Сокаку приехал в Аябе по приглашению Уэсиба Сэнсэя?

Дело в том, что в Додзе у Морихэя Уэсибы занимались люди из морского флота. Все они имели опыт борьбы Сумо и были очень сильны. Уэсибе было бы трудно справиться с такими людьми, и он попросил приехать Сокаку Такэда Сэнсэя. Эти люди были очень большими, а Уэсиба Сэнсэй был еще меньше меня. Скорее всего, он не мог делать им удержание, потому что не использовал точные техники. В конце концов, это сложно сделать используя только айки.

Вы не могли бы рассказать об отношениях, сложившихся между Морихэем Уэсиба и вашим отцом после его пребывания в Аябе в 1922м году?

Поскольку Уэсиба Сэнсэй был одним из лучших учеников Сокаку Такэда и долгое время занимался под его руководством, я всегда посещал его, когда приезжал в Токио. Мне кажется, что Сокаку Такэда любил Морихэя Уэсиба больше всех своих учеников. Сокаку ужасно волновался когда Уэсибу арестовали в Осаке. Он попросил меня и Юкиеши Сагаву поехать туда и узнать что с ним. Тогда Уэсиба находился в Танабе под домашним арестом. Когда Сокаку услышал, что с Уэсибой все в порядке, он испытал большое облегчение. Он всегда беспокоился о Морихэе. Сокаку очень ему доверял и всегда звал его, когда возникала проблема. Уэсиба был прилежным учеником.

Известно, что Сокаку обучил тысячи полицейских офицеров. Вы не могли бы рассказать об этом?

Сокаку Такэда преподавал очень долго и обучил около 30 тысяч человек. Большинство из его учеником были полицейскими, что очень удивительно, потому что среди них было много экспертов Дзюдо и Кендо. Сокаку был суровым человеком, и его манера преподавания фехтования была строгой. Ему никто не мог противостоять. Поэтому, хотя Сокаку разрешал своим партнерам одевать мэн - маску для защиты лица - , сам он никогда его не надевал.
Когда его посещали журналисты, он никогда не демонстрировал им технику. У него было очень строгое отношение к искусству, потому что оно применялось в полицейской тактике. Полицейские были лучшими в Дзюдо, Кендо и всех такого рода вещах, потому что это было частью их работы.
В каждом полицейском департаменте обычно работало не более 100 человек. Раз в месяц проводилось собрание на которое приезжало много офицеров из небольших отделений. Вот в таких случаях приглашали преподавать Сокаку. Он лично обучил очень большое число людей.
Мне вспоминается один случай, произошедший в Урава, в Префектуре Саитама, когда там преподавал Сокаку Такэда. Однажды господин Шузо Шибуя пригласил Сокаку в ресторан. Отец попросил меня пойти вместо него, потому что у него была простуда, и он хотел отлежаться. Я пошел, не представляя, что меня там ожидает. Шибуя был полицейским инструктором. Он спросил меня когда Сокаку Такэда Сэнсэй получил сертификат Ханси. Я ответил, что у него его нет, и он спросил когда ему дали ранг Кеси. Я сказал, что и сертификата Кеси у него не было. Тогда он спросил насчет ранга Ренси. Я снова ответил отрицательно. Когда Шибуя наконец спросил есть ли у Сокаку какой-нибудь дан, и я ответил что нет, он разозлился, - "Где по-твоему ты находишься? В Урава у нас есть мастер, инструктор Кендо - Такано Ханси!"
В Урава процветали Воинские Искусства, и вдруг там преподает человек без ранга Ханси или Кеси! Более того, у Сокаку Такэда не было даже кю!
Господин Шибуя выглядел так угрожающе, что я поежился. Хотя, если подумать, было только естественно, что он так разозлился. Сокаку обучал фехтованию полицию в районе где жил Такано Сэнсэй. Затем господин Шибуя спросил какого рода вещи мы практикуем в Дайто-рю и стал меня душить. Я немедленно придушил его одной рукой. Это все расставило на свои места! Он оказался на коленях и был вынужден извиниться. После этого, он полностью переменил свое отношение и сказал, что на следующий день переговорит с шефом полиции. Сокаку преподавал полиции в Урава, когда ему было почти 80 лет. Все тамошние эксперты Будо были ошеломлены. Сокаку вытащил из строя одного полицейского и взял его правую руку на болевой одной своей левой. Этот человек не мог и двинуться. Затем Сокаку сказал, "Хорошо, а теперь поприветствуй этих господ!" и заставил его поклониться присутствовавшим. Сокаку мог одной рукой заставить кланяться любого из этих экспертов по Кендо и Дзюдо. Наконец, он спросил, "Ну, теперь вы понимаете?" А человек, которого он выбрал был обладателем шестого дана Дзюдо и инструктором полицейской школы.
Сокаку говорил, "Выходя учить, всегда следует выбирать самого сильного человека. Если применить свою технику на нем, то это всех убедит, и они захотят заниматься с тобой." Но как узнать кто сильнейший из двухста человек? Он просто оглядывался и всегда точно выбирал таких людей. Это и есть айки!

Наверное, существует много рассказов о том, как Сокаку преподавал полиции?

Да. Во время одного семинара Сокаку сделал нечто удивительное. Он указал на нескольких людей из числа присутствовавших полицейских и велел им уйти. Затем он стал учить остальных. После окончания курса шеф полиции спросил почему он потребовал, чтобы перед началом занятий ушли те несколько офицеров.
Сокаку посмотрел на него и сказал, "А ты разве не знаешь? Один из них много пьет и из-за него у тебя были проблемы, так? Как я могу учить таких людей? Другой бегает за юбками, верно? Поэтому я и не учил его. Еще один тебе не подчиняется и с ним трудно справляться, неправда ли? Я не могу учить таких людей!"
Сокаку видел всех этих людей в первый раз, поэтому шеф полиции был очень удивлен. Люди шли за Сокаку, потому что он мог делать такие вещи. Одно из важнейших качеств для судьи, это умение составлять правильное мнение о человеке, и Сокаку мог это делать. Я начал понимать важность этого, когда стал детективом. Мы определяем характер человека по его лицу. Конечно, его действиям мы тоже уделяем внимание, но способность читать лица очень важна. Но это нелегко, и, хотя я много занимался этим вопросом, я не могу с первой встречи велеть человеку уйти.
Был еще один интересный случай в полиции. Однажды мой отец, приехав преподавать в Осаке, велел мне "рассадить людей, используя айки". Я не понял, что он имел в виду и спросил одного человека из Додзе. Он рассказал мне, как изумлен он был, когда Сокаку, впервые увидев занимавшихся, каким-то образом рассадил их всех, от первого до последнего в соответствии с их рангом. Этот человек решил, что обыкновенный человек не сможет такого сделать и стал серьезно заниматься у Сокаку. Такие вот истории дают хорошее представление о характере Сокаку.
Другой случай произошел в гостинице в Сендай. Там остановилась женщина, в возрасте около сорока лет, и я разговаривал с ней и другими гостями. По ее словам она была дочерью самурая и получила хорошее образование в чайной церемонии, владении нагинатой и других таких областях. Это произвело на нас впечатление, и мы внимательно ее слушали. Внезапно, мой отец, находившийся наверху, прибежал вниз, производя ужасный переполох. Сокаку, который очень плохо слышал, каким-то образом засек нас со второго этада и прибежал. Это удивило даже меня. Как он мог нас услышать со своим слухом? Мы разговаривали негромко, а он был наверху. Отец сел прямо между мной и той женщиной, указал на нее пальцем и сказал, "Эта женщина - сумасшедшая! Тебе не следует быть с ней. Идем со мной!" Затем он встал и пошел обратно на второй этаж. Как я мог встать и пойти за ним? Мы разговаривали вполне серьезно. Обычно, Сокаку ходил бесшумно, но на этот раз он спустился по лестнице с большим грохотом. Я извинился перед женщиной, и объяснил ей, что моему отцу было почти 80 лет, и он часто делал странные вещи. Однако, женщина и другие гости были разгневаны и не слушали меня. Я подумал, что ситуация выходит из под контроля, искренне извинился перед ней и пошел наверх. Как только я прикоснулся к двери, то услышал как отец крикнул мне "Ты что не понимаешь, что ты не должен связываться с той сумасшедшей женщиной!" Он по настоящему разозлился и сказал, "Я могу читать разум обычных людей. Но мысли сумасшедших произвольны, и их я читать не могу. Почему ты проводишь время с такой женщиной?" Я не знал что и делать. Даже если бы я ответил, что та женщина не была сумасшедшей, он бы не послушал, назвал бы меня дураком и все равно продолжал бы стоять на своем.
Примерно два дня спустя, владелец гостиницы сказал мне, что приехал муж той женщины, чтобы забрать ее. Я встретился с ним и рассказал ему о случившемся. Он молча посмотрел на меня, а затем спросил кто мой отец. Когда я ответил, что ему 80 лет, он спросил действительно ли мой отец назвал его жену сумасшедшей. Я подтвердил это и извинился. "Позволь мне рассказать тебе кое-что," сказал он. Он рассказал, что его жена сошла с ума после рождения ребенка. В тот раз он искал ее, потому что она пропала. Весной и осенью она уезжала в гостиницу или в гости к друзьям. Муж узнал, что его жена звонила из этой гостиницы и приехал забрать ее. Он скрывал то, что она сумасшедшая и от своих родителей и от их ребенка. Это был секрет известный только ему и его жене. Поэтому он много раз переспрашивал, сказал ли мой отец, что она сумасшедшая. Он хотел знать как это стало ему известно. Мой отец был способен видеть истину.
Вот еще одна похожая история. Однажды в Осаке мы остановились у человека по имени Йошизо Хасегава. Он жил в двухэтажном доме и работал коммерческим агентом. В то время люди называли своих работников бонсан, и именно так он представил мне одного шестидесятилетнего мужчину. Однажды я говорил с этим мужчиной о том о сем. И вдруг Сокаку сбежал вниз по лестнице. Обычно он не шумел, но на этот раз он снова произвел много грохота. Он посмотрел на этого человека, а затем сказал, "Этот человек - буддистский священник. Почему он здесь?" Хотя хозяин объяснил, что этот человек всего лишь служащий и что его только недавно наняли, Сокаку тихо оглядел его и сказал, "О, да. Я вижу по твоему лицу, что ты попал в неприятности из-за женщины. Ты должно быть потерял из-за нее голову. Иначе ты сохранил бы свою должность высокопоставленного буддистского священника. Ты был священником из хорошей семьи." Бонсан не сказал ни слова. Сокаку пошел наверх, но на этот раз не велел мне идти за собой. Бонсан спросил меня был ли мой отец гадателем. "Нет, он практикует Воинские Искусства. Он очень стар. Пожалуйста, извините его," ответил я. "Я никогда в жизни не был так поражен!" воскликнул этот человек. "Я действительно должен был стать главой храма, хотя я не могу назвать его, потому что это деликатный вопрос. Но я оказался вот в таком положении из-за женщины. Но как он узнал?" Два дня спустя этот человек ушел со своей работы, сказав что он был в ужасе. Сокаку не следовало высказывать свое наблюдение. Позже я слышал, что тот человек был