(917) 530-59-16 (детские группы)
(925) 589-03-20
Закрыть
Эл. почта:
Пароль:

Еслы вы не зарегистрированы,
то зарегистрируйтесь
Вход и регистрация...
Главная / Статьи / Литература

Интервью с Сэнсэем Деннисом Джон Рэем

Интервью опубликовано в вестнике "Iaido-L Newsletter".



Сэнсэй Деннис Джон Рэй имеет 6 Дан Иайдо школы Мусо Джикиден Эйсин Рю Всеяпонской Федерации Иайдо (ZNIR).


Сэнсэй, когда вы приступили к изучению Иайдо?

Я начал изучать Иайдо весной 1981 года в Чиба Додзе в префектуре Чиба в Японии.

Как вы оказались в Японии?

Я отправился туда с намерением изучать Воинские Искусства. До этого я провел 1974 год на Окинаве, изучая карате, поэтому знал, что такое возможно. В 1978 году я разослал около 50 копий своего резюме в школы английского языка по всей Японии. В результате было получено несколько ответов и три предложения работы. Думаю, что сейчас мне бы такое не удалось. Я поехал в Чиба, потому что там предлагались лучшие условия.

Когда вы туда прибыли?

Я прибыл в аэропорт Нарита в мае 1979 года.

Сколько времени вы пробыли в Японии?

В общей сложности я прожил там 11 лет.

Это немало. Вы практикуете другие Воинские Искусства?

Я обладатель 4 Дана Уечи Рю Каратэ и 1 Дана Такэда Рю Айкидо. Я все еще практикую и преподаю Каратэ, но Айкидо я оставил вскоре после сдачи экзамена на первый дан. Каратэ я стал заниматься в 1968 году. А Айкидо я занимался в Токио с 1979 по 1981 год, пока не открыл для себя Иайдо. Чем старше я становлюсь и чем дольше занимаюсь Иайдо и Каратэ, тем больше общего нахожу в них. Думаю, что в моем случае эти искусства повлияли друг на друга очень положительным образом... Каратэ сделало мое Иайдо более наступательным. У меня очень четкое представление о тэки, о противнике, благодаря Каратэ. Занятия Иайдо сделали мое Каратэ значительно более четким, точным и придали чувство постоянной готовности.

Кто были ваши наставники? Они все еще преподают?

Шинджо Сэию, мой учитель Каратэ, 8 Дан, уже скончался. Моим преподавателем Айкидо был Накамура Хисаши, Соке. Мой Сэнсэй по Иайдо - Ямашита Нобору, 8 Дан, Джун Ханси. Также я много работал и общался с Эисака Сэйгэн, 10 Дан и с Фукуи Торао, 21м Соке Эйсин Рю. Я не знаю насколько активен в данное время Соке, но мне известно, что первые двое очень интенсивно работают в Токио и в Чиба.

Как вам преподавали Иайдо?

В очень традиционном стиле. Ученики и учитель практически не разговаривали друг с другом. Обычно нам просто показывали, а мы делали, хотя иногда какой-то отдельный момент мог демонстрироваться медленно, или несколько раз подряд. 99% занятий заключались просто в постоянном повторении ката. Новые формы мне поначалу в сторонке показывал старший ученик.

Меня тоже обучали подобным образом, практически без слов. Это очень развивает наблюдательность, однако, я нахожу, что здесь, на Западе сложно так преподавать. А здесь вы тоже преподаете таким образом?

Да, практически всегда. Мне кажется, что тишина придает Додзе Иайдо особое, совершенно уникальное измерение. Происходит нечто гораздо большее, нежели простое обучение технике. Я общаюсь со своими учениками, но только во время перерывов или вне Додзе. Ямашита Сэнсэй никогда не разговаривал о Иайдо вне формальных занятий.

Пожалуйста, расскажите немного о технической стороне занятий. Как вы преподаете базовую технику меча?

Практика, практика и еще раз практика. Но, если серьезно, я делаю особое ударение на осанку, работу ног и контроль сая. Начинающим не хватает крепости, у них слабые ноги и спина. Но, собственно, я не делаю ничего особенного. Обычно я даю ученикам самим обнаруживать свои ошибки.

А как насчет работы ног, рук? Какие упражнения вы обычно используете для обучения этим аспектам?

Сначала нужно развить две вещи: силу и контроль тела. Иайдо ката наиболее точные ката из всех известных мне Воинских Искусств... пожалуй, за исключением Кюдо (Кюдо - яп. "Путь Лука"; искусство стрельбы из лука. Прим. пер.). При выполнении ката существуют правильные и неправильные положения для всех частей тела. Развить это наилучшим образом можно только постоянным повторением ката, с постоянным контролем правильности положения тела. Что касается развития силы, то обычно я ходил на ночные прогулки по окрестным рисовым полям с громадным бокуто и делал субури. Даже не знаю что об этом думали местные жители...

Наверное, думали что это тэнгу (Тэнгу - черти, демоны в японской мифологии, обитающие в безлюдных местах в горах. Прим. пер.) спустился с гор. По вашему, на что следует обратить особое внимание начинающим и более опытным ученикам?

Начинающему следует развивать силу ног и бедер, а также чувствительность к действиям своего тела в ката. Продвинутый ученик должен начинать увеличивать скорость и силу своих действий. Более продвинутому ученику следует развивать ощущение ката, чувство "ритма". Джо-Ха-Кю. Твердо, затем мягко. Быстро, затем медленно. На еще более высоком уровне нужно начинать концентрироваться на кисаки, кончике меча. Все остальное нужно делать не думая, естественно. Хмм... Не уверен, что правильно выразил то, что имел в виду. Это может показаться немного непонятным и даже мистическим.

Над какими аспектами вы в данный момент работаете?

Вообще-то, я работаю над подысканием лучшего помещения для занятий.

С каких форм Иай вы начинаете обучение?

С Сэйдза но Бу, то что другие называют Омори Рю. Иппон ме Мае - самая основная, самая фундаментальная ката. Уровень, на котором находится человек можно мгновенно оценить, посмотрев как он выполняет эту форму. Все движения этого ряда техник обманчиво просты и создают фундамент для, так называемых, сложных форм. В сложных, продвинутых формах нет ничего волшебного. Уровень фехтовальщика можно немедленно определить по начальной Мае... или даже по тому как он ходит, или кланяется.

В таком случае, выполняются ли продвинутые ката отлично от, скажем, Сэйдза но Бу?

Нет. Хотя большинство из них несомненно сложны, как в работе ног, так и в действиях с мечом, однако база одна и та же.

Насколько мне известно, ZNIR использует То Хо ката для тех же целей, что ZNKR использует Сэйтэй Гата Иай, но каково положение с Корю? Рассматривается ли их техника с начала или только с более высоких данов?

Вплоть до пятого дана каждая аттестация проходит в виде двойного экзамена. При успешном исходе выдаются два сертификата - один от Эйсин Рю и один от ZNIR. Требуется выполнять То Хо в определенном отношении от общего числа ката, например, две из пяти, или три из семи, в зависимости от уровня.
После пятого дана экзамены ZNIR сдаются отдельно. Обычно это происходит на проходящем раз в два года в Киото общем собрании. Там есть и ката и письменная часть.

Как вы считаете, полезно ли человеку изучать другие стили Иай, после того как он уже освоил одно Рю?

Хмм.. Это трудный вопрос. Я посвятил 10 лет Каратэ, прежде чем приступил к изучению другого искусства. В Японию я поехал в первую очередь для того, чтобы изучить искусство, которое бы... ммм... дополнило жесткость Каратэ. То есть Айкидо и Иайдо. С тех пор я успел обнаружить мягкость Каратэ и жесткость Иайдо. Меня не интересует изучение другого Рю Иай, но если бы получилось так, что я не мог бы далее развиваться сам, то я бы наверняка искал хорошего учителя любого Рю.

После того, как были усвоены технические аспекты ката, над чем следует начать работать ученику?

Над наблюдением, пониманием и перениманием духа учителя в ката. В одном из недавних выпусков "Вестника Иайдо" Джозеф Козоно опубликовал великолепное введение в эту концепцию митори. Она занимает долгое время, но это самая важная часть занятий. Она и составляет разницу между пониманием и непониманием.

К сожалению, на Западе мы мало знаем об учителях прошлого. Вы не могли бы рассказать какую-либо историю, чтобы помочь нам понять какой тип людей занимается Воинскими Искусствами?

Мой Сэнсэй был отставным военным офицером. Он нашел работу в местном банке, нечто вроде мальчика на побегушках - очищал пепельницы, точил карандаши и заменял ручки, убирал мусорки, следил за тем, чтобы лотки с бумагой были всегда полны и т.д. В первый раз когда я попал в банк, я был шокирован и смущен, увидев Сэнсэя не в его обычном кимоно, а в яркой куртке обслуживающего персонала, вычищающего пепельницу. Я попытался спрятаться за колонной, чтобы не унизить его, но он заметил меня и подошел. Пока он приближался ко мне, я понял, что был неправ. Сэнсэй есть Сэнсэй и всегда останется им: в Додзе или вне его... Хотя он не делал ничего, чтобы привлечь к себе внимание, его грация и благородство были так очевидны! Он не стеснялся того, что делал. Он работал хорошо и гордился этим, также как и в Додзе. Все люди в банке обернулись, чтобы посмотреть на эту сцену... на излучающего свет служащего и низко кланяющегося гайджина (Гайджин - яп. "иностранец" Прим. пер.). В тот день я многое понял о себе, о Сэнсэе и об истинном Иайдо.

Назовите, пожалуйста, наиболее значительные фигуры вашего Рю?

Не говоря о моем Сэнсэе, пожалуй, Фукуи Торао, нынешний Соке, действительно великий человек. Он многое сделал, чтобы распространить ZNIR вне Японии. Думаю, что 10 дан Эйсака Сэнсэй - один из лучших здравствующих фехтовальщиков.

Работы каких деятелей Будо вы посоветуете изучать?

Любого из великих личностей в истории Будо, которые понимали небоевое значение Будо и делали акцент на той пользе, которое приносит его изучение на протяжении всей жизни человека... Это Ямаока в Кендзюцу, Уэсиба в Айкидо, Фунакоси в Каратэ.

Как по вашему, какими качествами нужно обладать хорошему Будоке?

Стремлением улучшить себя. Это главное требование. Затем следуют дисциплина, уверенность и чувство собственного достоинства. Я считаю, что большинство людей на Западе не понимает значения слова "будо". Оно подразумевает Путь самосовершенствования через Воинские навыки. Здесь я вижу громадную пропасть между людьми, занимающимися "дзюцу" и людьми "до", которая не сильно выражена в Японии. В любом Будо нельзя избежать концепции смерти: вы или отнимаете чужую жизнь, или теряете свою, особенно в Пути меча. А такие мысли неизбежно вызывают самоанализ.

То есть, вы видите важную связь между идеей смерти и духовным продвижением в Будо?

Скажем так... фехтовальщик, в традиционном понимании, должен обладать не только физическими навыками, но и определенным отношением, жизненной философией. Эти две вещи неотделимы друг от друга. Иначе это только умственная гимнастика. Будо - это очень, очень серьезное дело, это не игра и не танец.

Какие отношения должны существовать между учеником и Сэнсэем?

Ученик должен в буквальном смысле доверять Сэнсэю свою жизнь. Учитель должен принимать на себя всю ответственность и делать все возможное, чтобы передать то, что получил от своего Сэнсэя.

Сэнсэй, спасибо вам за то, что уделили нам время и поделились своими мыслями с нашими читателями.

перевод Аз. Кумыкова