(917) 530-59-16 (детские группы)
(925) 589-03-20
Закрыть
Эл. почта:
Пароль:

Еслы вы не зарегистрированы,
то зарегистрируйтесь
Вход и регистрация...
Главная / Статьи / Литература

Интервью с Сэнсэем Котака Садао

Сэнсэй, если вы не против, мы начнем с небольшой справки о вас. Какой у вас ранг, и к какой организации вы принадлежите?

Я имею степень Окуден в Сакурай-ха Коген Итто Рю и 6 Дан в современных Кендо и Иайдо.

Много лет я был Вице-Президентом Северозападной Федерации Кендо, но, к сожалению, последние несколько лет я не был активен в Кендо. Во многом это связано с тем, что я не согласен с направлением, которое приняло развитие современного, послевоенного Кендо, и по этой причине я создал Федерацию Классического Кендо США.

Когда и где вы приступили к изучению Коген Итто Рю Кендо и Иайдо? Что вообще привело вас к занятиям Воинскими Искусствами?

Я родился в 1933 году в Ханкао в Китае, потому что мой отец был дипломатом и служил в тамошнем японском консульстве. Когда мне было 2 года, отца перевели в Министерство Иностранных Дел в Токио. Когда мне исполнилось 3 года, меня отдали в одну из токийских школ Кендо. Я плохо помню какими были там занятия Кендо.

Когда мне было 4 года, отца направили на работу в Посольство Японии в Пекин. Я начал заниматься в Бутокукан Додзе, располагавшемся в здании посольства, когда пошел в 1 класс японской начальной школы в Пекине. Там я приступил к изучению Кендо и Иайдо под руководством Конагая Сэнсэя, особого уполномоченного японской полиции при Посольстве Японии в Пекине. Конагая Сэнсэй имел степень Кайден школы Коген Итто Рю Кендо, а также был мастером 8 Дана в Дзюдо, Кюдо, Дзедо, Содзюцу и Ходзедзюцу.

Когда я перешел в 4 класс, отца перевели назад в Токио. С началом американских бомбардировок нас эвакуировали в префектуру Яманаши, примерно за 60 миль от Токио. Там я встретил Сакурай Сэнсэя, который имел степень Кайден (9 Дан) Кендо школы Коген Итто Рю. Кроме того, он был старшим преподавателем японской литературы, китайской литературы, каллиграфии, истории и этики в средней школе.

После войны американские окупационные войска запретили все виды практики Будо. Однако Сакурай Сэнсэй продолжал преподавать и заниматься подпольно. Если появлялись американцы, то мы притворялись, что занимаемся фехтованием на рапирах, а когда они уходили мы снова делали Кендо.

Сакурай Сэнсэй был самым молодым бойцом Шинсенгуми (особое полицейское подразделение сегуната Токугава, которое состояло из лучших кендоистов района Токио, большинство из которых были воспитанниками школы Коген Итто Рю), где один из моих дядьев Саносуке Харада служил капитаном и ответственным командиром. Сакурай Сэнсэй прошел через многие битвы под прямым началом Харада. Мечом, который я использую в Иай, часто пользовался Саносуке Харада. Поначалу я изучал Будо, потому что это было принято для детей самурайских семей, но постепенно я очень полюбил Будо.

После окончания школы я поступил в Токийский Университет, продолжая изучать Кендо у Сакурай Сэнсэя до второго курса. К сожалению, Сакурай Сэнсэй умер в конце -50х. Когда я занимался у него, ему было уже за 80.

Практикуете ли вы другие Воинские Искусства? Как они совмещаются с занятиями Кендо и Иайдо?

Да, я изучал Кодокан Дзюдо. Чувство времени (timing) одно и тоже во всех Воинских Искусствах. Я обнаружил, что Кендо хорошо дополняет Дзюдо и наоборот. К сожалению, мне пришлось оставить Дзюдо, потому что там, чтобы расти выше определенного уровня требовалась очень большая физическая сила. Я встал перед выбором - Дзюдо или Кендо и решил продолжить заниматься Кендо.

Каким было преподавание?

Сакурай Сэнсэй требовал, чтобы все его воспитанники изучали Кендо, Иайдо, ката и Тай-ехо (искусство боя голыми руками, схожее с Айкидо).

Подобно большинству учителей традиционных Воинских Искусств он преподавал визуальным методом. Т.е. он показывал технику, а мы ее делали. Устных объяснений почти не было.

Какой стиль вы практикуете и преподаете?

Сакурай-ха Коген Итто Рю. Итто-рю - наиболее глубоко разработанная и усовершенствованная школа Кендо из всех когда-либо существовавших. Существует документальное подтверждение того, что во время Реставрации Мэйдзи, представители Итто-рю сражались по обе стороны и успешно прошли через многие битвы. Мой Сэнсэй, Сакурай Геношин Фумитаке, принимал участие во многих из этих битв и выжил. Позднее он включил в преподавание и свой собственный опыт и свои техники меча. Я считаю, что школа Сакурай-ха Коген Итто Рю - одна из лучших школ Итто-рю.

Расскажите, пожалуйста, о технической стороне практики. Как вы преподаете базовую технику?

Японский меч, пожалуй, самый острый и крепкий из всех мечей, когда-либо создававшихся человеком. Искусство меча так же старо как и сам меч. В "Кодзики", написанной около 2-3 века н.э., рассказывается, что один из богов Сусано-но-микото, предок первого Императора Японии Джинму, систематизировал техники меча для эффективной воинской практики. Он назвал эту систему цуругисарай, что на древнеяпонском означает "работа с мечом". Сусано-но-микото определил три основные камаэ, до сих пор использующиеся в современном Кендо и назвал их Дзедан-но-камаэ, Чудан-но-камаэ и Гедан-но-камаэ. Однако, вскоре Сусано-но-микото осознал, что если уделять внимание только технике меча, то солдаты станут дикими, безжалостными и неконтролируемыми. А это неприличествовало защитникам страны. Тогда он вложил в искусство меча духовную составляющую, назвав ее сумерамикото-но-мичи; это древнеяпонский синоним слова Будо. Он также впервые использовал слово цуруги-но-мичи (на древнеяпонском "Путь Меча").

В школе Коген Итто Рю, обучение подразделяется на 3 основных раздела - практика Ката, практика Иай и Синай Кендо.
Практика Ката позволяет научиться наиболее эффективно доставлять до объекта режущий край меча, чтобы сразить его.
В Иай используют настоящий меч, чтобы сражать противников на близкой дистанции.
А в Кендо ученик может работать над интенсивностью и скоростью ударов. В настоящем бое на мечах (синкен себу), слабые места противника, которые можно атаковать, будут появляться и исчезать за доли секунды. Чтобы стало возможным тренировать острое ощущение боя, ловкость всего тела и быструю реакцию, Ито Иттосай Сэнсэй (основатель Итто-рю) создал защитное снаряжение (по образцу самурайского боевого доспеха и шлема) и бамбуковый синай. Богу (защитное снаряжение), использующееся в современном Кендо было создано Наканиши Чузо, Сэнсэем Итто-рю в середине периода Токугава.

Фундаментальный принцип Итто-рю - учикачи, подразумевающий атаку и защиту в одном движении. Существует много вытекающих из этого духа вариаций.

А что можно сказать о работе ног и рук? Движении тела?

Самый ответственный момент работы ног в Кендо - это диагональный шаг в момент атаки противника, т.е., например, когда противник бьет мэн, он открывает свой до. Тогда возможно сделать диагональный шаг и добиться победы, контратаковав его до. То же самое происходит, когда он бьет до - открывается его мэн. Здесь главное быть на долю секунды быстрее противника! Все это следует делать в строгом соответствии с принципом Ки-Кен-Тай ("Ки, кен, тай - ичи" яп. - единство Духа, Меча и Тела. Прим. пер.). Это означает, что в момент удара происходит единение ментального, духовного и физического начал. Эти три параметра должны объединяться мгновенно: как только вы почувствуете - а не увидите! - слабое место у противника.

На что следует обратить особое внимание начинающим? Более опытным ученикам?

Основная вещь, которой должен добиться начинающий в Кендо - это уничтожить свой страх. Нельзя бояться противника. Нельзя беспокоиться о том, что вы получите удар или проиграете. Делайте ай-учи ("ай-учи" яп. - взаимное убийство, ничья в Кендо Прим. пер.)

Иайдо я очень рекомендую начинать работать с настоящим мечом. Это сложно сделать, потому что настоящие мечи очень дороги и их непросто найти, тогда неплохо подойдет иайто (иайто - тренировочный металлический меч Прим. пер.), если к нему относиться с уважением, как к настоящему мечу. Задача Иайдо - эффективно извлечь меч, сразить противника на близкой дистанции и вернуть меч в ножны.

В ката учатся доставлять меч до цели режущей кромкой и на правильной дистанции. Но это только начальный этап рубящего удара, потому что настоящий меч проходит дальше сквозь тело противника. А во время практики ката, чтобы не нанести вред партнеру, приходится контролировать меч и останавливать его, чтобы не нанести удар.
Продвинутый ученик Кендо должен пройти через, так называемое "плато 2 Дана". Он должен сразить свое эго, свое тщеславие. Например, обладатель 2 Дана может сказать, - "у меня 2 дан, и поэтому я должен побеждать всех обладателей 1 Дана и всех муданся." Такие мысли вызывают в нем колебания и связывают его ум, и ученики младшего ранга (которым нечего терять) могут с легкостью побить его. Тогда становится очень сложно продвинуться и достичь мунен мусо, пустоты разума. Не думайте, а просто делайте. Тогда вы откроете свой разум навстречу Вселенной, и ваш противник станет лишь малой ее частью... Хорошо изучите этот вопрос.

С каких техник вы начинаете преподавание Иай?

С Сэйза но бу школы Коген Итто Рю. Это фундаментальные ката Иайдо нашей системы.

Вы усложняете технику только при получении учеником соответствующего ранга?

Нет. Здесь главное уметь развить лучшее в своем ученике, что должен делать хороший преподаватель. Т.е., например, некоторые ученики лучше работают в Дзедан или Гедан, поэтому требуются гибкость и импровизация, чтобы учесть их особенности.

Будет ли ученику полезно изучать другие стили Иай, после того как он освоит одно Рю?

Нет. Будет очень трудно смешивать различные школы. В Коген Итто Рю движения просты и практичны. Нет никаких причудливых движений. По моему мнению, в других школах слишком много показухи. Может дилетантов это и прельщает, но в реальной битве на мечах это не сработает хорошо.

Над чем следует начать работать ученику после того, как были освоены технические стороны ката?

Над внутренней дисциплиной. Надо одержать победу над своими сокровенными страхами и изо всех сил стремиться к достижению мунен мусо.

Вы не могли бы сказать несколько слов о семе, киме, ки-кен-тай..?

Семе - это когда вы давите, толкаете противника своим духом. Например, когда и вы и он находитесь в чудан, ваш дух силен, но очень трудно найти слабое место для атаки. Тогда вы вкладываете больше воинственности в дух и "давите" на противника. Примените больше ки и противник попятится. К сожалению, в современном Кендо эта ситуация многими недопонимается. Существует мнение, что семе - это отталкивание синая противника в сторону и последующая атака. Это равносильно самоубийству. Надавите на дух противника, и вы найдете слабое место. Концепцию киме сложно объяснить. Это нечто вроде завершающего "мазка" после движения.

К сожалению, здесь на Западе мы мало знаем об учителях прошлого. Вы не могли бы еще рассказать о Сакурай Сэнсэе?

Как я уже упомянул ранее, Сакурай Сэнсэй был самым молодым членом Шинсенгуми. Он получил 6 Дан в возрасте 16 лет. После разрушения Сегуната Токугава, выжившим членам Шинсенгуми было приказано совершить Сеппуку. Каким-то образом, Сакурай Сэнсэю не приказали совершить Сеппуку, и он перехал в Токио преподавать каллиграфию и Кендо. Сакурай Сэнсэй был непревзойден в Ге-цуки (колющем ударе в живот). Однажды он демонстрировал как разрубить воинский шлем перед Императором. Одна их причин, по которой я создал Федерацию Класического Кендо, было желание сохранить учение наших Сэнсэев и память о них.

Кто наиболее известные личности вашего Рю?

Итто Иттосай Сэнсэй, Оно Сэнсэй, Наканиши Сэнсэй и многие другие учителя.

Наследие каких деятелей Будо вы порекомендуете изучать?

Сунь Цзы. "Искусство войны". Это обязательно для всех изучающих Будо. Миямото Мусаси. "Книга пяти колец".

Мы понимаем, что Будо - это нечто гораздо большее, нежели просто изучение техники. Вы не могли бы рассказать об этом?

Дисциплинируйте свой ум. Укрепляйте свой дух. Стремитесь к продвижению в Кендо и Иайдо через тяжелые, серьезные занятия. Уважайте человеческую вежливость и честь. Работайте с другими с полной искренностью и всегда стремитесь к личным достижениям.

Какие качества нужны хорошему Будоке?

Дисциплина. Самоконтроль. Способность подняться над собой и победить свои страхи. В общении с людьми будьте прямолинейны и честны. Будьте прямолинейны и честны с самим собой. Практикуя мунен мусо, вы опустошите свой разум и станете частью Вселенной. Если вы думаете о своем противнике и боитесь его, то вы проиграли. Смотрите сквозь вашего противника. Сразите свои страхи. В Кендо ваши глаза должны смотреть в бесконечность, как бы на далекую гору и не должны привязываться к противнику. Тогда его слабые места сами заявят о себе.

Какими должны быть отношения между учеником и Сэнсэем?

Сэнсэй должен заслужить уважение ученика, а не требовать его. Должно быть взаимное уважение и взаимная учеба. Если ученик задает вопрос на который вы не можете ответить, то нужно честно признать это и отнестись к этому спокойно.

В бое на мечах шансы быть убитым или покалеченным всегда в отношении 50/50, независимо от опыта. Исход решается за долю секунды, и опытный фехтовальщик может проиграть если хоть на мгновение ослабит концентрацию. Излишняя самоуверенность также создает слабые места в уме, которые, в свою очередь, проявляются в виде физических "брешей". Поэтому столь многие опытные фехтовальщики становились жертвой неопытной молодежи.

Может ли западный человек понять Будо, или для этого нужно быть воспитанным в японской культуре?

Да! Несомненно. Я знаю многих иностранцев, у которых есть это понимание. Для этого вовсе необязательно вырасти в Японии.

перевод Азамата Кумыкова