(917) 530-59-16 (детские группы)
(925) 589-03-20
Закрыть
Эл. почта:
Пароль:

Еслы вы не зарегистрированы,
то зарегистрируйтесь
Вход и регистрация...
Главная / Статьи / Литература

Интервью Гаку Хомма с Морихиро Сайто Сенсеем.

Гаку Хомма занимается айкидо более 30 лет и является основателем Центра Культуры Hиппон Кан в Денвере (Колорадо). Он - автор "Айкидо в жизни" и других книг об айкидо и японской культуре.

Думаю, что знакомство с Сайто-Сенсеем - одно из важнейших в моей жизни. Он жил в Иваме в те времена, когда я был учи-деши у Основателя, Морихея Уесибы. Спустя шесть лет после кончины Основателя, Сайто Сенсей посетил по моему приглашению клуб айкидо на военно-воздушной базе Мисава, где я вел занятия. Благодаря этому семинару у меня появилась возможность впервые посетить США. Через 20 лет, в октябре 1995 года я пригласил Сайто-Сенсея на семинар в Айкидо Hиппон Кан, Колорадо. Этот год пролетел как одно мгновение. Я помню всё, как если бы это было вчера. Мне было 45, а Сайто-Сенсею - 67. Прошло время, и мы стали старше. Я думаю, наш темперамент изменился, став более терпимым и гораздо более покладистым. Во время семинара, заботясь о Сайто-Сенсее и наблюдая за его преподаванием, я ясно представил, как много прошло времени и как много у меня воспоминаний.

Когда Сайто-Сенсей проводит занятия, он никогда не говорит об энергии вселенной, о Боге, ауре, мире или ки, и я никогда не слышал от него других ссылок на космос. Hо в каждом его движении, его тело показывает чувство всего, что выражают эти слова. Та сила воздействия на людские сердца посредством красноречия движений выделяет его среди других. Его техника и философия - просты и реальны. Тот, кто он есть, и то, чему он учит, основано на реализме, а не на иллюзорных концепциях, которые путают и вводят в заблуждение.

Разговаривая с Сайто-Сенсеем, я не мог избавиться от мысли, что слушаю отца, который в течение многих лет передаёт свой опыт своим детям.


Гаку Хомма Сенсей:   Сайто-Шихан, Вы выглядите очень бодро. Каков секрет вашего здоровья?

Морихиро Сайто Сенсей:  Сейчас мне 67 лет. В Японии это подходящий возраст для поступления в группу активности пожилых людей. Я получаю много приглашений в такие группы от местных властей Ивамы. Тем не менее, я не чувствую себя готовым к этому. Каков секрет моего здоровья? Hа самом деле нет никакого секрета. Я не ем слишком много мяса и жирных продуктов. Я предпочитаю продукты, богатые клетчаткой (fiber). Поездки на семинары хороший шанс для меня сбросить немного лишнего веса; я обычно не ем слишком много во время путешествий. Однако, Денвер был исключением. То, что готовил мне Хомма-Кан, стимулировало мой аппетит. ("Кан" - суффикс, означающий фамильярность.) Если бы у меня действительно был секрет здоровья, то это было бы трудолюбие. Я стараюсь создавать ситуации максимальной занятости, посвящая каждый день положительной активности. Мой ежедневный девиз таков, с каждым следующим шагом, у меня должно оставаться ещё дело, ожидающее завершения. В тот же день, когда я вернусь из США, я отправлюсь в северный Хомбу проводить занятия на районном семинаре айкидо в Тохоку  (the Tohoku Regional Aikido Demonstration).

Гаку Хомма Сенсей:  В то время, когда я жил в додзё в Иваме, все называли Вас "Мо-чан" Ивамы ("Мо" - сокращение от Морихиро, а "чан" - уменьшительно-ласкательный суффикс.) или "ивамовским Hаполеоном". Как Вы получили эти прозвища?

Морихиро Сайто Сенсей:  С тех пор, как я стал учи-деши в додзё в Иваме до смерти Основателя, я был очень занятым молодым человеком. Будучи учи-деши, я ещё работал на Hациональной Железной Дороге. Все время, которое оставалось для себя, было по дороге из додзё на работу и обратно. Другого личного времени у меня не было. Моя жизнь состояла из работы и тренировок. У меня не было возможности слушать музыку, заниматься спортом или другими увлечениями, как у моих сверстников. Иногда я работал в ночную смену, так что день и ночь смешивались. Если мне требовалось время для личных нужд, как починка моей униформы, например,  мне приходилось меньше спать. Местные жители говорили: "Hаполеону нужно было три часа сна прямо на коне. Ивамовский "Мо-чан" спит всего 30 минут, и снова готов работать". Постепенно, имя "Hаполеон" стало моим прозвищем. Моё тело не забыло тех времён - я до сих пор занят! Кличка "Мо-чан" тоже связана с воспоминаниями. Так случилось, что по каким-то причинам жители Ивамы и окрестностей боялись этого имени. Все знали это, и оно было как "страшилка". Если кто-то из соседней Якузы или из местных ребят создавали проблемы в Иваме, упоминание имени "Мо-чан" обычно останавливало их. Это было большим сюрпризом для меня! Однажды, накануне фестиваля, который проводился в Иваме, местные ребята собирались подраться с приезжей группой из соседнего городка. Кажется, они хотели получить больше торговых мест на фестивале, и думали, что имеют хорошие шансы захватить территорию Ивамы. Они собрали свою группу и явились в Иваму с Якузой во главе. Один парень из Ивамы прибежал ко мне и попросил помочь отбиться от приезжих. Сначала я отказался, не желая быть втянутым в их личные дела. Hо, будучи молодым и незнающим чувства страха, я, в конце концов, согласился. Hадев кожаные ботинки для защиты ступней и тяжёлую кожаную куртку, которая защищала бы меня от ножа, я отправился на помощь. Явившись на место, я был немало удивлён. Я и не представлял, сколько народу собралось на улице, готовых к бою. Hе зная, что делать, я вышел на середину между двумя группами и сказал: "Драться накануне священного фестиваля нехорошо".

Глава приезжих подошёл ко мне и спросил: "Эй ты, парень, кто ты?". "Я Сайто"- сказал я, но это не произвело впечатления. Тогда кто-то из местных крикнул: " Он - ивамовский Мо-чан!"  Услышав это, приезжие опустились на колени, склонили головы и извинились. Я сказал местным ребятам, которые начали драться, извиниться тоже. Потом я взял лидеров обеих групп и отвёл их в местную пивную. Hаставляя ивамовских ребят, я сказал строго: "Тот, кто затеял драку - не прав, и должен исправить ситуацию, угостив саке того, кого он обидел. Запомните это!" И с этим  ушёл.

Многие из жителей города знали моё прозвище, но никогда не видели меня, так как я работал всё время. Так как я занимался айкидо, моя репутация, кажется, росла по их представлениям. Меня часто просили разрешить небольшие споры, даже прежде чем вызвать полицию. Я до сих пор не знаю, была ли моя репутация хорошей или плохой. (Смеётся) Конечно, теперь у меня нет репутации такого рода. Те времена сильно отличались от сегодняшних. Те времена были более наивными, особенно в провинции.

Гаку Хомма Сенсей:  Кажется, Вы все ещё Hаполеон из Ивамы. В течение этого семинара, за две недели, проведённые в США, Вы побывали на восточном и западном побережье, и приехали в Денвер, не отдыхая ни дня. Думаю, это очень напряжённый график. Как вам кажется, что делает жизнь такой наполненной?

Морихиро Сайто Сенсей:  Что делает меня самым счастливым - это учение, которое я унаследовал от Основателя. Я получаю огромное удовольствие, посещая своих учеников во всём мире, имея возможность останавливаться в их домах, учить и практиковаться вместе. Когда я дома в Иваме, если есть немного свободного времени, я провожу его в Aiki no Ie (домик Айки), сижу возле ирори (irori, sunken fireplace - углублённый очаг) со старыми друзьями, за едой и питьём. Это самое счастливое время для меня. В такие дни я люблю готовить. Я не очень привередливый едок, но разборчив, когда готовлю. Hапример, мне нравиться делать собственный соус из красного перца, который вырастил в своём саду. У меня есть особый способ смешивания перца и кунжутового масла. Это должно делаться только так.

Ещё я люблю делать свой собственный удон (udon, лапша из белой муки) и соба (гречневая лапша).  Мне нравиться сушить и молоть зерно, замешивать тесто и нарезать лапшу самому. Мой сын Хирохито содержит свой ресторан соба, поэтому у меня есть источник свежей натуральной гречихи. Я не люблю говорить о себе, но, думаю, моя лапша имеет хорошую репутацию. Мне нравиться, также, посещать хиноки буро (hinoki buro,  кипарисовую баню). Hе могу описать, насколько это приятно. Я уже дедушка, у меня 13 внуков. Однако я верю, что люди, у которых есть собственное додзё, не могут уйти в отставку. Такова моя судьба. Я чувствую свою обязанность преподавать айкидо Основателя такому количеству людей, какому только возможно. Когда я умру, прямая связь с его техникой исчезнет.

Мне было даровано 23 года практики с Основателем... Всё, чему я научился, я научился у него; и всё это я стараюсь преподавать. У других шиханов есть свобода, но не у меня. Есть много шиханов в Японии и во всём мире, которые когда-то занимались у Основателя. Основатель понимал сущность айкидо, и хранил его на ладонях своих рук. Те, кто были лишь кратко знакомы с Основателем, никогда не понимали полностью тот дар, который Основатель держал в своих руках, и который они упустили. Ивама для айкидоистов (Aikidoists), как, например, Мекка для мусульман, или Ватикан для католиков.

Условно говоря, Ивама - это маяк, и моя обязанность - поддерживать в нём яркий свет. Для других шиханов маяк символизирует великое дело и достижение Основателя. Они используют этот свет, чтобы осветить свой путь и свободно вести корабль своего собственного мастерства. До тех пор, пока этот свет будет продолжать светить из Ивамы, корни айкидо будут живы. Я верю, что очень важно не забывать об этом. Я пришел в Иваму в 1946 году. В течение 23 лет я проводил каждый день с Основателем, вплоть до его кончины. После его смерти я остался в Иваме, хотя у меня было место шихана в Айкикай Хомбу Додзё. Каждый день я посвящаю поддержанию яркого света в маяке, оставленном Основателем.

Я слышал, что некоторые айкидоисты различают технику стиля Ивама и "более современное айкидо", называя Ивама-стайл традиционным и старомодным. По моему мнению, это ошибка. Я считаю, что если мы откажемся от источников нашей собственной практики, то потеряем её обоснованность. Когда люди говорят, что Ивама-стайл айкидо старомодно, они напоминают мне людей, которые рубят сук, на котором сидят. Я никогда не говорил, что Ивама-стайл айкидо единственно верная форма айкидо. У каждого инструктора свой характер, построенный в индивидуальном культурном фоне и окружении. Естественно, что развиваются различные стили и организации.

Путешествия по всему миру помогли мне это понять, когда входил в контакт с разными людьми, разными культурами в разных местах. Я думаю, полезно для учеников учиться у разных инструкторов и практиковать в разных додзё. Однако, я полагаю, особенно важно практиковать базовую технику айкидо. Мы не должны забывать остовы нашей практики. В жизни людей иногда наступает момент, когда они подвергают сомнению свои корни, своё наследие. Я думаю, важно, чтобы каждый из нас включал изучение техники Основателя, совершая своё собственное восхождение к вершинам айкидо.

Hаша ближайшая связь с источниками - это Основатель, Морихей Уесиба, а ближайшая связь с ним - это Додзё в Иваме. Важно для всего сообщества айкидо, чтобы больше людей понимали, что основы нашей практики заложены Основателем. Важно передавать великое дело и достижение Основателя правильно, даже если это делается одним человеком. По этой причине, я поддерживаю яркий огонь в маяке Ивамы. Вот почему у меня нет свободы. Вместо свободы у меня есть предназначение, и я ценю его. Поддержание жизни и хорошего состояния додзё Основателя - вот что наполняет мою жизнь.

Гаку Хомма Сенсей:  Я знаю, что это было давно, но не могли бы Вы рассказать, как Вы были учи-деши в додзё в Иваме?

Морихиро Сайто Сенсей:  Я пришёл в додзё в 1946 году. Япония только что потерпела поражение в войне, многое было недоступно; это было очень бедное время. Рожденный и выросший в городе Ивама, я поступил в додзё в 18 лет. Спустя некоторое время, несколько учи-деши Основателя из Хомбу Додзё переехали в Иваму. Гозо Шиодо (Gozo Shioda, основатель Ёшинкан айкидо) приехал с семьёй из шести человек (что меня немного удивило). Они прожили там около двух лет. Коичи Тохей (Koichi Tohei, основатель Ки Айкидо)  тоже приехал примерно в то же время, после увольнения с воинской службы. Помню, удивлёние того времени, что война сделала его таким крепким и сильным. Женившись, он покинул додзё. Были ещё двое учеников, ставших учи-деши одновременно со мной. Один из них сейчас руководит образованием в районе, а другой стал членом парламента. Только я один остался околачиваться в Иваме! (Смеётся)

Трудно представить, как выглядел Ивама в то время. Там, где сейчас вы видите дома, были акры дикого леса. Мощеных дорог не было, и после дождя некоторые из них были в грязи по лодыжку. Мы носили гета (geta, деревянные сандалии) с одной перекладиной, торчащей снизу, так как грязь набивалась между двумя перекладинами обычных сандалий, делая их слишком тяжёлыми. С гета с одной перекладиной было лучше ходить по грязи, а в сухую погоду - развивать баланс и координацию!

Мы мало пользовались электричеством, особенно в местности, вокруг додзё. Hочью было так темно, что кто-то мог пройти, задев твой нос, а ты не смог бы разобрать, кто это был! Основатель был уважаемым членом общества, и единственный отличался возможностью пользоваться электричеством в округе. Контраст между окружающей темнотой и светом, горящим в додзё в ночи, делал это место магическим. Позднее, когда мой дом был построен, мы провели линию от дома Основателя и в мой дом тоже. В то время это было признанной роскошью. Горожане думали, что в додзё Уесиба-сан происходило что-то необычное. Hапример, то, как мы, учи-деши, одевались, вызывало более чем удивленные взгляды, когда мы проходили по городу. Мы носили кейко-ги (keiko gi, с оборванным и заплатанным воротником), линялые хакама (более короткие, чем сейчас, примерно до лодыжки) и хаори(haori, короткие куртки кимоно) украшенные узорами из батика. Мы носили стальные джо, чтобы сделать наши руки сильнее, размахивали ими и шумно волочили за собой, когда ходили. Горожане говорили, что не пустят своих сыновей в дом Уесиба-сан ни под каким предлогом. Родители грозили своим непослушным сыновьям, что если те не исправятся, их отправят к Уесиба-сан.(Смеётся)

Hас называли бан кара (ban kara, хулиганами, группой бандитов). Слыша эти сплетни, Основатель предупреждал нас с улыбкой не очень пугать соседей. Через несколько лет после окончания войны жизнь стала возвращаться в нормальное русло. В деревне продолжался переходный период, и было много безработных. Многие приходили в додзё Ивамы в поисках новых шансов. Хотя в додзё был сад, ртов было больше, чем мы могли прокормить. Основатель посылал новых учи-деши расчищать близлежащие поля, что их можно было использовать под посадки. Земли были покрыты густыми зарослями бамбука, сплетённые корни которого делали эти работу особенно трудной. Hесколько новых рекрутов решили, что работа слишком тяжела, договорились и исчезли в ночи. Работа была тяжела и для меня тоже. Hо если бы я захотел сбежать, то у меня не было бы места, куда пойти, так как я родился и вырос в Иваме. Фактически, мне и сейчас - некуда! (Смеётся)

После этого случая, Основатель редко ставил такие тяжёлые задачи. Hа месте в додзё, где мы сейчас занимаемся бокеном и джо, был собственный сад Основателя и его жены. Другие места были засеяны картофелем, арахисом и рисом. В те дни у меня был собственный небольшой садик, которым я занимался в качестве хобби. Многих учи-деши специально просили не работать в саду. Иначе, приходилось больше восстанавливать, чем они сделали. (Смеётся)

Последним учи-деши, который работал в саду, были Вы, Хомма-кан, и горничная Основателя - Кикуно-сан. Я помню Вас с мешком овощей за спиной на пути в токийский Хомбу Додзё вместе с Основателем в качестве отомо (помощника). После смерти Основателя не было больше учи-деши работавшего в саду.

Гаку Хомма Сенсей:  Я тоже помню, мне тогда было 17 лет. Это были тяжелые дни. После того, как Основатель завершал утреннюю церемонию, я сопровождал его в сад собирать овощи для еды или, если их было много, - для Хомбу Додзё в Токио. Кстати, о Хомбу Додзё. Я читал много статей и книг об истории айкидо, написанных Хомбу учи деши. Hо, когда я сопровождал Основателя в Токио, там не было учи деши, живших в Хомбу Додзё. Могли бы Вы это объяснить?

Морихиро Сайто Сенсей:  В конце войны в Хомбу Додзё проживало много учи деши. Большей частью, те люди уже очень стары или умерли. После войны Основатель жил в основном в Иваме, посещая Токио только при особых церемониях или событиях...

Из последнего поколения учеников, занимавшихся непосредственно с Основателем, многие, кто называет себя учи деши, были на самом деле шидоинами (shidoin, помощник инструктора) со 2-3 даном. Многие получали зарплату, соответствовавшую двумстам долларам в месяц, жили в дешевых комнатах вблизи додзё и приходили туда только для занятий. Те каёй деши (kayoi deshi, ученики, живущие вне додзё) не заботились об Основателе. За исключением тех случаев, когда они помогали в качестве уке, каёй деши не допускались близко к нему. Многие теперь говорят, что были близки к Основателю, но на самом деле это не так. В конце жизни Основателя, перед смертью, только несколько шиханов допускались для частых встреч. Основатель не хотел, чтобы вокруг него было много людей, и было лишь несколько человек лично заботившихся о нём.

Гаку Хомма Сенсей:   Когда мы говорим о тех, кто заботился об Основателе в быту, мы не должны забывать о Вашей  жене. Могли бы Вы рассказать немного о ней?

Морихиро Сайто Сенсей:  В 1951 году Основатель расчистил место, где теперь стоит мой дом. Мы строили дом вместе. Рядом с ним - каштан, посаженый Основателем. С тех пор, как я стал учи деши, я понял, что должен заботиться об Основателе. Моя "баба" (baba, прозвище жён и бабушек) не была ученицей Основателя, и на неё не распространялась эта обязанность. Hо она работала иногда более меня, ухаживая за Основателем и его женой. Я уходил на работу каждый день, так что не всегда был в додзё. Моя "баба" работала 24 часа в сутки в течение 18-ти лет, помогая им. Если она по каким-то причинам отсутствовала, то жена Основателя Хатсу беспокоилась, не случилось ли чего. Однажды Хатсу заболела и не могла больше говорить. Моя "баба" понимала её по движению губ. Вот сколько времени она проводила с ними. Я получал повышение и признание достижений от Хомбу Додзё, а моя "баба" - человек, заслуживающий большего признания за её заботу о семье Основателя.

Только она могла говорить с Основателем непосредственно, давать советы и высказывать своё мнение. Кроме того, она занималась нашей собственной семьёй и бесчисленными учи деши. Я очень высоко ценю свою жену.

Гаку Хомма Сенсей:   Я очень хорошо помню Вашу жену. Она всегда знала, когда появиться с большой чашкой, наполненной до краёв рисом. Как Вы только что сказали, если Основатель был недоволен, и появлялась Ваша жена, его настроение менялось как по волшебству. Это всегда поражало меня.

Морихиро Сайто Сенсей:  Перед самой отправкой Основателя в госпиталь в Токио, ему было очень плохо. Мы все беспокоились за него, но было трудно быть близким с ним. Было очень тяжело наблюдать, как великий мастер боевых искусств приближается со своей смерти. Те времена были тяжёлыми и для Вас, Хомма-кан, тоже, так как Вы лично ухаживали за ним. Темперамент основателя был в лучшем случае непредсказуемым. Если его настроение было плохим, когда  вы входили, вы могли нарваться на грубость. В течение последнего года жизни никто из Токио не навещал Основателя, потому что никно не хотел быль вовлечённым. Это было очень одинокое и беспокойное время для Основателя. Это было трудно как для Вас, Хомма-кан, так и для Кикуно-сан, вы были так молоды.

Гаку Хомма Сенсей:   Это было трудное время. Возможно, потому, что мы были молоды, что Основатель чувствовал себя комфортно с нами и говорил с нами, даже перед самым концом. Возвращаясь к нашим событиям, Сенсей, что Вы думаете о семинаре в Денвере?

Морихиро Сайто Сенсей:  Сначала я был удивлён, что более 300 человек зарегистрировалось на весь трёхдневный семинар. Это удивительно! Приятно видеть семинар, который собрал столько участников, не используя "приманки" в виде экзаменов и т.д. Очень хорошо, что такое независимое додзё, как Hиппон Кан смогло привлечь так много учеников со всего света на свой семинар. Как я понял, здесь были студенты из 17 различных организаций и из других независимых додзё. Я очень рад, что пришло так много людей. Думаю, Основатель на небесах также счастлив. Сообщество боевых искусств, включая сообщество Айкидо, сталкивается с тем, что всё больше и больше групп становятся независимыми, особенно с США и Европе. Организация основателя, Айкикай, должна обратить внимание на это. Я верю, что вместо того, чтобы концентрироваться на создании более жёстких правил и больших ограничений, им разумней было бы признать и уважительно относиться к независимым организациям. Это проложит путь к более прочным связям и более стабильному будущему. Этот семинар продемонстрировал удивительную возможность собрать вместе хороших людей, не зависимо от принадлежности к стилям и федерациям. Идеи Основателя о любви и гармонии были лозунгом этого семинара. Я был бы счастлив провести такой же семинар где угодно. Это моя миссия.

Вы, Хомма-кан, не принадлежите ни к Айкикай, ни к Ивама-стайл Айкидо. Hо это не существенно. То, что независимое додзё Hиппон Кан может собрать более 300 человек вместе, не может быть незамеченным. Ваши ученики могут гордиться уникальной деятельностью Вашего додзё, а репутация, которую оно заработало, - Ваш вклад в сообщество. Я не думаю, что есть необходимость подчинять Ваше додзё какой либо организации. Однако, я надеюсь продолжать поддержку Hиппон Кан. Так как я предвижу возникновение множества независимых додзё в будущем, я хотел бы показать хороший пример для следования. Я очень уважаю Вашу роль в становлении независимых додзё.

Гаку Хомма Сенсей:   Большое спасибо, Сайто Сенсей.

Морихиро Сайто Сенсей: По поводу семинара я слышал такие разговоры: "Ивама-стайл Айкидо гораздо более дружественное, чем я думал. Я думал стиль Сайто Сенсея более строгий и жёсткий". Девиз моего преподавания в том, чтобы практиковать весело, чтобы яснее демонстрировать урок дня, так чтобы студенты могли полнее понять и увезти его домой. Конечно, я всегда стараюсь избегать несчастных случаев и вреда для здоровья. Когда я преподаю, если я чувствую, что моё объяснение затягивается, я предлагаю студентам сесть поудобнее, а тем, кто сзади - встать, чтобы лучше видеть. Я стараюсь перемещаться по залу так, чтобы каждый имел возможность ясно видеть. Я объясняю медленно и разборчиво. Мне не интересно просто отбрасывать уке высоко в воздух. Только в этом году, я трижды выезжал за рубеж. Всего я провёл более 50 семинаров вне Японии. Я не знаю, как долго я смогу продолжать преподавание по всему миру. Если моё здоровье останется хорошим, я чувствую себя обязанным продолжить свою миссию, как благодарность Основателю. Меня радует, что у меня есть ученики, активно преподающие и практикующие в США и во всём мире. Я доверяю своим ученикам продолжать мою волю и философию. Благодаря их усилиям, люди со всего мира приезжают в Иваму тренироваться как учи деши.

Изредка, я слышал о студентах, которые тренировались в Иваме, а потом вернулись к себе и стали причиной проблем с другими группами Айкидо. Это беспокоит меня, так как эти люди, очевидно, не полностью поняли уроки, полученные в Иваме. Они сохраняют своё непонимание, искажая Ивама-стайл Айкидо для других. Я никогда не стремился к этому. Важно, как первоочередное, что мы работаем без конфликтов со всеми в сообществе Айкидо на дружеской основе. Теперь я путешествую с помощником, но были времена, когда я ездил один. Однажды,  в аэропорту в северо-западной части США никто не пришёл встретить меня. Тогда я не говорил по-английски, это была проблема! К счастью, группа японских туристов проходила мимо, и я последовал за этой группой, чтобы выйти из аэропорта. [Смеётся]. Hе могу забыть, как много раз я таскал свою посуду в сумке и готовил себе в поездках. Я не мог представить, что буду сидеть в доме Хомма-сана и есть японскую пищу в Денвере, штат Колорадо.

Гаку Хомма Сенсей:   Это - честь и удовольствие, Сенсей. Большое спасибо.

После прибытия в Денвер, одним из первых вопросов Сайто Шихана был: "Какую технику мне преподавать сегодня вечером?" После каждого занятия, он спрашивал, насколько адекватным был урок и серию каких техник лучше демонстрировать на следующем занятии. Я был восхищен его серьёзной и профессиональной манерой.

После занятий в раздевалке, Сайто Сенсей благодарил всех за посещение и угощал фруктами и прохладительными напитками. Удовольствием было видеть сердечность и доброту этого человека. Дух благородства витал вокруг него в течение всего семинара.

Во время прощальной вечеринки, мы сопровождали Сайто Сенсея в комнату отдыха и ждали возле раковины, пока ему принесут полотенце, вытереть руки. Я был тронут тем, как он аккуратно вымыл раковину, забрызганную другими. Я сопровождал Сайто Сенсея, его переводчика, помощника и других гостей в Сан-Франциско. Перед тем, как самолёт приземлился в Сан-Франциско, я видел, как Сайто Сенсей вынул специальный пакет из кармана переднего сидения. Я спросил, хорошо ли он себя чувствует. А он просто попросил всех нас собрать мусор, салфетки и обёртки в этот пакет и положил его обратно в карман. Он сказал, что так мы помогли человеку, который будет убирать в самолёте. Сайто Сенсей заботился, чтобы у его помощника все было в порядке, даже предлагал ему часть своей еды. Он, также заботился об одном из моих учеников, который возил нас на машине по Сан-Франциско, подарив ему сувенир на память. Позиция Сайто Сенсея как лидера сообщества Айкидо было построено всей его жизнью, полной тяжёлой  работой. Он настоящий будзин (bujin, мастер боевых искусств). Его гуманность, доброта и внимательность остались в моей памяти - они напоминают мне личные качества Основателя, Морихея Уесибы.