(917) 530-59-16 (детские группы)
(925) 589-03-20
Закрыть
Эл. почта:
Пароль:

Еслы вы не зарегистрированы,
то зарегистрируйтесь
Вход и регистрация...
Главная / Статьи / Будо

Боевые искусства Окинавы

Боевое искусство Окинавы состоит из тотэ - искусства рукопашного боя, и ко-будзюцу - искусства боя подручными средствами, используемыми в качестве оружия.

Иероглиф "тэ" означает "рука". Иероглиф "то" по-китайски читается "Тан", и используется для обозначения династии, правившей в Китае с 618 по 917 годы. Таким образом, "то-тэ" переводится как "рука династии Тан", или, более обще, "китайская рука", "искусство боя с материка".

Общая история Окинавы и развития боевых искусств на острове

Традиционные формы ведения домашнего хозяйства, сельского труда и рыболовства (главных занятий окинавцев), религия с ее культом предков и ритуалом погребения - все это имеет явно китайское происхождение. Исторические документы свидетельствуют о том, что начиная с 605 года окинавские общины платили дань китайскому императору, а с 698 - еще и японскому. Во время войны в Японии между кланами Тайра и Минамото, в 1165 году князь Минамото-но Тамэтомо обосновался на Окинаве вместе с остатками своей разбитой дружины. Он женился на дочери одного из местных вождей, а их сын в 1187 году стал первым королем архипелага под именем Сюнтэн (или Сонтон). В свою очередь, трое сыновей Сюнтэна разделили после его смерти Окинаву на 3 независимых княжества, каждое из которых платило дань как Японии, так и Китаю.

В 1368 году в Китае было свергнуто монгольское правление и установилась новая династия - Мин. Одним из шагов нового правительства была посылка поселенцев на Окинаву. В 1391 году в деревни Кумэ, неподалеку от города Наха, обосновалась колония китайцев из провинции Фуцзянь, вошедшая в историю Окинавы как "36 семей". Многие из них были знатоками ушу, их потомки оказали значительное влияние на возникший позже стиль рукопашного боя "наха-тэ".

В период между 1422 и 1429 годами все три княжества снова объединились в одно королевство под властью Сё Хаси (правил в 1421-1439гг.), основателя династии Сё. Он проводил политику "открытых дверей", благодаря которой Окинава стала одним из важных центров международного судоходства и торговли. В годы правления короля Сё Сина (1477-1526) было проведено разоружение населения. Таким способом король хотел покончить с вооруженными столкновениями между враждующими кланами островитян, а также устранить возможность нарожных восстаний. Эту задачу он решил, но возникла другая проблема: население оказалось беззащитным перед террором пиратов и местных разбойничьих шаек. Естественной реакцией жителей королевства стал рост интереса к методам рукопашного боя без оружия. Так родились два направления. Первое называли "тэ", его практиковали местные аристократы и городские жители. Второе поначалу никак не называлось, и лишь позже получило наименование "ко-будзюцу". Его практиковали крестьяне и рыбаки. Соответственно, в первом варианте акцент делался на бой голыми руками, во втором - на использование в качестве оружия разных орудий труда (весел, багров, мотыг, цепов, гарпунов, вил, лопат, серпов и т.д.). Тренировки проводились тайно от королевских чиновников, в уединенных местах, чаще с наступлением темноты. Технику обычно перенимали у соседей-китайцев, которые в то время обладали довольно высокоразвитыми боевыми искусствами.

Окинава в своей политике долго удачно лавировала между Японией и Китаем, однако и на старуху бывает проруха. Объединяя Японию, Иэясу Токугава шел на все, чтобы привлечь на свою сторону различные самурайские роды. Так, род Сацума с южного Кюсю получил титул "властители десяти тысяч островов", однако при этом не было уточнено, что за острова имеются в виду. Князья Сацума стали рассматривать архипелаг Рюкю как свое владение, и получали дань с островов. И вот, когда во время вторжения в Корею они потребовали от Окинавы военной помощи, окинавские властители решили потянуть время и отмолчаться. Это их и погубило. В 1609 году князь Симадзу Иэяса с трехтысячным войском высадился на Окинаве. Небольшая окинавская армия была разбита профессионалами, закаленными в годы межкняжеских войн и войны в Корее, собрать же ополчение не удалось из-за отсутствия "настоящего" оружия у подданных; Китаю в это время было уже не до каких-то островов в океане, династия Мин доживала свои последние десятилетия. Королевство оказалось во власти оккупантов. В 1611 году по приказу Симадзу окинавский король был вынужден издать знаменитые "15 указов", установившие грабительские налоги, запретившие торговлю с иностранцами, обладание любым "железным" оружием, а также военные упражнения. Дело дошло до того, что в течении нескольких десятилетий в каждой деревне разрешалось иметь всего один большой нож для разделки рыбы и животных, привязанный веревкой к столбу на площади в центре села!

Ответом окинавцев на издевательства и поборы оккупантов явилось движение сопротивления. До массового восстания дело не дошло, но столкновения с наиболее оголтелыми самураями были не редкостью. Поскольку окинавцы не имели ни копий, ни мечей, ни топоров, ни луков со стрелами, постольку вооруженным до зубов японским воинам они противопоставили свое умение сражаться голыми руками или с хозяйственными инструментами вместо "настоящего" оружия.

Жизнь в условиях оккупации не позволяла иметь школы боевых искусств, подобные континентальным. Не могли окинавцы и позволить себе долгого изучения боевых искусств. Им нужны были простые приемы, которыми можно было относительно быстро овладеть. Умение проводить непрерывные длинные связки приемов также требует большой тренировки, так сложилась характерная черта боевых искусств Окинавы - не более одного защитного приема, после чего следовала немедленная контратака, в которой старались сразу убить противника. Возможность контратаки противником не рассматривалась, ибо было очевидно, что от второй атаки подготовленного профессионала защититься уже не удастся. Поэтому, кстати, позднее на Окинаве те, кто учился боевым искусствам в Китае, всегда ценились выше чем те, кто учился на месте.

В течении XVII-XVIII веков постепенно сложилось то, что стали называть "окинава-тэ" (рука Окинавы) или "кара-тэ" (китайская рука). В начале XIX века школы этого боевого искусства практиковали члены тайных антияпонских обществ трех главных городов Окинавы. По их названиям варианты окинава-тэ, или, кара-тэ, получили известность как наха-тэ, сюри-тэ и томари-тэ.

С 1871 года Япония начала вводить на Окинаве свое законодательство и систему образования, а также заменять чиновников местного управления на японцев. Это встретило ожесточенное сопротивление местных жителей. Начался новый период беспорядков, бунтов и убийств, заметную роль в которых играли члены тайных обществ. Тогда японцы в 1879 году увезли последнего окинавского короля Сё Тая заложником в Токио, а само королевство превратили из автономного государства, находившегося в вассальной зависимости от метрополии, в 47-ю префектуру империи. Кроме того, благодаря буржуазным реформам 1872 года самураи лишились всех своих привилегий и были уравнены в правах с другими сословиями. В результате всех этих мер столкновения между окинавцами и самураями прекратились. Однако тайные общества остались, и члены их продолжали заниматься кара-тэ и ко-будзюцу. В них окинавцы видели теперь источник, дающий силу их национальному духу.

Сёрин и Сёрэй, Кэнпо и Кэнпо-Каратэ

Общепринято разделение старинных окинавских школ рукопашного боя на две основные группы: Сёрин-рю (сюри-тэ и томари-тэ) и Сёрэй-рю (наха-тэ). Первый из них относился к длинной, прямолинейной, размашистой, скоростной технике, напоминающй северокитайские школы; второй - к круговой, малоамплитудной, короткой, силовой технике, как в школах южного Китая. Та же идея выражена в понятиях "дзю-но-кэнпо" (мягкое кэнпо) и "го-но-кэнпо" (твердое кэнпо).

Термины "сёрэй" и "сёрин" являются различными местными вариантами чтения иероглифов, которыми записывается название китайского монастыря Шаолинь (это вовсе не означает, что данные стили действительно являются шаолиньскими, это просто дань традиции). "Рю" означает "школа, направление". Термин "кэнпо" представляет собой японское прочтение китайских иероглифов "цюань-фа" - "кулачные методы" (то есть техники боя голыми руками). С XIX века данный термин стали употреблять для обозначения окинавских стилей рукопашного боя параллельно с термином "каратэ", например: Мотобу-рю кэнпо-каратэ.

Если вышеперечисленные школы являются в основном китайскими заимствованиями, то "готэнтэ" может быть названа истинно окинавской системой. Она была создана сыном одного из окинавских королей, и передавалась внутри семьи Мотобу (которые служили инструкторами по "тэ" при дворе) по мужской линии (обучали только старшего сына).

Учителя старой Окинавы

Яра из Чатаны. Первым великим мастером окинава-тэ, чье имя дошло до нас, был Яра из деревни Чатана. Он родился в начале XVIII века. В возрасте 12 лет был послан родителями в китайский портовый город Фучжоу (провинция Фуцзянь) учиться там торговому делу. Учение заняло ни много ни мало - 20 лет, в течении которых он помимо торговли досконально изучил такой стиль ушу как синъицюань.

Вернувшись домой Яра столь упорно боролся с японцами, что стал своего рода национальным героем. То искусство, которое Яра успешно применял в схватках с самураями и которому обучал сородичей, он называл либо "рэймё-то-тэ" (чудесное искусство с материка), либо "синпи-то-тэ" (тайное искусство с материка). Позже, будучи уже известным мастером, Яра брал уроки у одного китайца, жившего на Окинаве, которого звали Гуань Чжанфу (на окинавский манер это имя звучало как Кусанку).

Яра оставил потомкам три ката: чатан-яра-но-кусанку (созданную им на основе учения Гуань Чжанфу), чатан-яра-но-бо (шест Яры из Чатаны) и чатан-яра-но-сай (сай Яры из Чатаны). Их практикуют по сей день.

То-тэ Сакугавы. Вторым великим мастером считается Сакугава (1733-1815). В 1750 году он стал учеником некоего Такахара Пэйчина в деревне Аката. А через 6 лет, в 1756 году, продолжил обучение у мастера Гуань Чжанфу.

Сакугава оставил две ката: сакугава-но-кусанку (отобразившую его понимание учения мастера Гуаня, и потому отличающуюся от ката чатан-яра-но-кусанку), а также сакугава-но-кон (палка Сакугавы). Среди учеников этого мастера наиболее известны трое: Мацумото (ставший его официальным преемником), Гинован Тунчи (создатель ката гинован-но-кон) и Мацумура Сокон.

Мацумура и самый первый "стиль" каратэ. Мацумура Сокон (1797-1869) родился в Сюри. В 10 лет отец представил его мастеру Сокугава, учеником которого он был до самой смерти последнего.Когда учитель умер, Сокон отправился в Китай, где изучал ушу у мастера Хи Хуа. По вовзвращении на Окинаву он объявил о создании своего собственного стиля, которому дал название сёрин-рю-гококу-ан-то-тэ (школа китайского искусства руки Шаолиня, предназначенная для защиты Отечества). Однако столь длинное имя не прижилось, стиль получил известность сначала как сюри-тэ, а позже как мацумура-сёрин-рю. Еще и сегодня некоторые окинавские стили претендуют на прямое наследование ими учения Мацумуры Сокона, например стиль сёриндзи-рю-кэнко-кан семьи Хисатака. В 1832 году Мацумура ездил в Японию к князю Сацума, там он изучал классическую школу кэн-дзюцу дзигэн-рю.

Сам Мацумура создал лишь две ката: мацумура-но-пассай (явившуюся его собственной версией древней ката Оядомари Пассай, известной на Окинаве с XIV века) и мацумура-но-чинто, в которой он обобщил учение Хи Хуа. Кроме них он преподавал уже упоминавшиеся чатан-яра-но-кусанку, сакугава-но-кусанку и оядомари-пассай. Внутри семьи он также секретно преподавал ката хакуцуру (белый журавль), привезенное им из Китая.

У него было много учеников. Наибольшую известность среди них получили Ябу Кэнцу (1863-1937), Кян Чотоку (1870-1945), Мотобу Чоки (1871-1944), Ханасиро Чомо (1869-1945), Азато Анко (1827-1906) и Итосу Ясуцунэ (1830-1915).

Итосу Ясуцунэ и Сюри-тэ. Итосу Ясуцунэ (или Итосу Анко) был вторым великим мастером сюри-тэ после Мацумуры Сокона. Сначала он учился у своего отца, потом у Мацумуры Сокона, и, наконец, у Гусукума Синпана. Великолепный техник, прекрасный боец и замечательный педагог, он добился того, что окинава-тэ было включено в программу обучения начальных школ Окинавы начиная с 1900-01 учебного года.

Для обучения детей он разработал серию из пяти ката Пинан, более простых чем классические ката. Данную идею подхватили впоследствии некоторые другие стили, создав собственные версии упрощенных ката (хэйян-но-ката, хэйва-но-ката и т.д.). Среди наиболее известных учеников мастера Итосу можно отметить Кяна Чотоку (учившегося также у Мацумуры Сокона и Мацумуры Косаку), Чибана Сёсина (1885-1969), Мабуни Кэнва (1889-1957) - создателя Сито-рю, а также Фунакоси Гичина (1869-1957), преподавашего впоследствии в Токио и порвавшего с окинавской традицией.

Классическое томари-тэ. Известным мастером старинного томари-тэ был Мацумура Косаку (1829-1898). Он учился у китайского мастера Цюань Цзя (или Чжуан Цзя), ставшего учитеелем и для других окинавских мастеров. Согласно целому ряду свидетельств, старинное томари-тэ представляло собой синтез различных стилей ушу.

Другим известным представителем этого стиля был Оядомари Пэйчин (или Кокан). Он являлся так называемым "внутренним учеником" мастера Цюань Цзя, тогда как Мацумура Косаку - "внешним". Этот человек прославился тем, что познакомил общественность с древней формой ката Пассай, передававшейся в его семье с XIV века. Свое искусство мастер Пэйчин передал сыну Оядомари Кодаю, а тот - своим сыновьям, Коцу и Конину.

"Старое" и "новое" наха-тэ. Старое наха-тэ связано с именами трех окинавцев - Томоёси, Гуши и Сакиямы, учившегося у одного и того же китайского мастера, жившего на Окинаве. Сакияма обучал некоего Томигусуку, со смертью которого традиция прервалась, так как официального преемника у него не было. В "старом" наха-тэ известны 4 ката: найханчи, сэйсан, сансэру и санчин.

Ван Синцзянь тоже был китайцем, жившем на Окинаве. У него было несколько учеников, самым знаменитым из которых стал Хигаонна Канрё (1840-1916), прозванный "святым кулака". Хигаонна ещё ребёнком был учеником Мацумуры Сокона, а затем поступил в обучение к Ван Синцзяну. В возрасте 21 года он отправился в Китай в провинцию Фуцзянь, где провел более 20 лет. Там он изучал несколько стилей ушу, а именно танланцюань (кулак богомола), байхэцюань (кулак белого журавля) и тайцзицюань (кулак Великого Предела). По возвращении на Окинаву он создал свой собственный стиль, дав ему название наха-тэ. Среди учеников Хигаонны наиболее известными стали Мияги Чодзюн (1888-1953) - основатель годзю-рю, и Мабуни Кэнва (1899-1957) - основатель Сито-рю.

С наха-тэ обычно связывают и появление знаменитого трактата "Бубиси".

"Забытые". Окинава знала и других мастеров высокого ранга, не вошедших, однако, в официальную историю окинава-тэ. речь идет об "айноко", т.е. метисах, рождавшихся от матерей-окинавок и отцов-иностранцев (чаще всего от португальских или голландских моряков), и христианах. Наиболее знаменитым считается Бункичи Итоман, о котором до сих пор хранят память члены окинавских землячеств на Гавайях и в Бразилии как об одном из самых выдающихся мастеров рукопашного боя.

Каратэ приходит в Японию

Самую первую попытку познакомить японцев с каратэ предпринял окинавский мастер Азато Анко, совершивший в 1886 году поездку по Японии. Не смотря на то, что ему было уже 59 лет, он победил многих мастеров, включая Сакудзиро Ёкояма, сильнейшего дзюдоиста Кодокана после Сиро Сайго. Но блестящий успех Азато не вызвал никакого интереса у широкой общественности.

Вторую попытку предпринял окинавский врач Читосэ Цуёси (1889-1984) в 1915 году. Читосэ был учеником Кяна Чотоку, а в 1946 году открыл собственную школу Чито-рю. Но в годы первой мировой войны его попытка тоже прошла незамеченной.

Третья попытка связана с именем Фунакоси Гичина, выступившего в 1917 году с демонстрацией техники каратэ в штаб-квартире Бутоку-кай (японского союза мастеров боевых искусств) в Киото. Выступление закончилось провалом, заключение японских экспертов было единодушным: "Кара-тэ, или окинава-тэ - это не боевое искусство, а разновидность фольклорного танца".

Мастер Мотобу Тёки стал первым окинавцем, сумевшим популяризовать каратэ в Японии. Он происходил из семьи, известной своими мастерами боевого искусства. Семейный стиль назывался "удун-ди" (или "го-тэн-тэ" по-японски) и брал начало от Мотобу Тёхэ (позже свой стиль чоки стал называть " мотобу-ха-косё-рю-кэнпо-каратэ"). В конце XIX века патриархом го-тэн-тэ был Мотобу Тёмура, обучивший троих сыновей: Тёю (умер в 1926 году), Тёдзюна и Тёки. Мотобу Тёю, как старший из сыновей, стал официальным преемником стиля и полноправным наследником отца. Позже он передал право на преподавание семейного искусства "чужаку" - Уэхара Сэйкити (родился в 1903 году), так как Тёки уехал жить в Японию. Еще позже в 1949 году Уэхара создал свой собственный стиль и назвал его "мотобу-рю"!

Мотобу Тёки изучал, помимо го-тэн-тэ, несколько стилей направления Сёрин-рю. Его учителями были Мацумура Сокон, Мацумура Косаку, Итосу Ясуцунэ. Наделенный огромной физической силой и агрессивный, Мотобу очень быстро стал одним из самых известных бойцов Окинавы. За свои непредсказуемые движения он получил прозвище "обезьяна". Другое его прозвище - "тэйдзикун" ("убивающий кулак"), так как в бою он делал ставку на нокаут. В практике ката Тёки отдавал предпочтение Найханчи в различных вариантах ее применения.

Приехав в Осака в 1921 году, Мотобу начал пропаганду своего искусства через показательные выступления и поединки со всеми желающими. На следующий год он попросил Фунакоси приехать к нему на помощь. Дело в том, что Мотобу плохо знал японский язык, в то время как Фунакоси владел им в совершенстве. Фунакоси очень ловко использовал официальное приглашение Мотобу, чтобы выступить в Кодокане, в Токио. Содержание этого выступления походило на демонстрацию 1917 года, поэтому Дзигоро Кано был очень удивлен 5 лет спустя, когда посетил Окинаву и увидел там совсем другое каратэ, нежели то, что показывал Фунакоси.

К 1925 году репутация Мотобу как бойца прочно установилась по всей Японии. Нелишне отметить, что ему в это время было уже 54 года! В 1926 году была издана его книга "Окинава кэнпо каратэ дзюцу". В 1927 году он пеерехал в Токио, где между ним и Фунакоси возникли серьезные разногласия. В нескольких поединках, а также в различных ситуациях Мотобу убедительно доказал свое полное превосходство над Фунакоси. Эти эпизоды из жизни последнего потом всеми силами замалчивались...

Мотобу никогда не склонен был к компромиссам. Все 15-летнее пребывание в Японии он гордился своим искусством и своим происхождением. Каратэ он повсюду старался показывать в самом что ни на есть традиционном духе - как искусство жестокого рукопашного боя. Поэтому главные упреки, которые он адресовал Фунакоси, заключались в том, что тот, во-первых, стремился превратить боевое искусство в военизированную гимнастику, и, во-вторых, эту гимнастику сотворить на японский манер, по образу и подобию дзюдо и кэндо. Короче, он считал Фунакоси ренегатом, стыдящимся собственного происхождения, родного языка и традиций своего народа!

Когда Мотобу в 1936 году вернулся на Окинаву, Фунакоси немедленно изменил иероглифы термина "кара-тэ" с тех, что означали "рука континента" на другие - "пустая рука", и в своей маленькой ассоциации приступил вместе с сыном Ёситакой к последовательной ликвидации старинного кэнпо-дзюцу Окинавы. Он сам признавался, что изменил традиционные окинавские техники. Окинавские мастера также не признавали Фунакоси за продолжателя окинавской традиции. Таким образом, созданное Сётокан-каратэ не является наследником окинавских стилей (которые гораздо больше походили на китайское ушу, чем на современное японское каратэ).

Мастера окинавского ко-будзюцу

Прежде всего, это уже упоминавшиеся Яра из деревни Чатана и Сакугава. Яра работал в основном с палками ("бо" или "кон") и трезубцами ("сай"). Он оставил две ката: чатан-яра-но-бо и чатан-яра-но-сай, практикуемые и сегодня. Сакугава специализировался в технике работы с палкой. Он создал ката сакугава-но-кон, также сохранившуюся до наших дней. Позже один из его учеников, Гинован Тунчи, вдохновленный этой ката, разработал свою собственную - гинован-но-кон.

Сакугава передал свое искусство Чинэну Пэйчину, а тот своему сыну, Чинэну Санда. Этот последний имел четырех основных учеников, среди которых выделяется Ябику Модэн (1882-1945). Мастер Ябику занимался также под руководством Канакусику Санда (1841-1926), а его учеником был Тайра Синкэн. Канакусику известен как основатель школы Уфучику. Кроме Ябику Модэна, его учениками являлись Такахаси Сабуро, Кина Сёсэй и пятеро собственных сыновей.

Еще один выдающийся мастер прошлого - это Сакияма Китоку (известный также под именами Сакияма Таро и Сакияма Вакуда), учившийся у китайского мастера У Луциня. Сакияма передал свое искусство Куниёси Синкичи. Куниёси, известный также как Куниси, разработал несколько ката, среди которых куниси-но-бо и куниси-но-куми-бо.

Последний выдающийся мастер довоенного периода - это Матаёси Синко (1888-1947), учителями которого были Хига Танмэй (он же Кусикава Тиракава) и Ирэ Мосикава. Кроме того, он несколько лет учился в Китае.

Оружие ко-будзюцу


Специфика окинавского ко-будзюцу заключается именно в том, что здесь как оружие используются сельскохозяйственные инструменты и предметы повседневного обихода. Наиболее известны следующие виды: 

  • Эку (весло). Эку-дзюцу является разновидностью бо-дзюцу.
  • Тэкко (кастет). Существует в разнообразных вариантах, но характерной особенностью окинавского тэкко является выступающий спереди (из пальцев) острый шип или два шипа.
  • Суручин (веревка с грузилами на обоих концах). Различают "нага-суручин" длиной три метра, и "тан-суручин" длиной полтора метра. Применяется для захлестывания рук или ног противника, для ударов в голову и по рукам с дальней дистанции.
  • Фундо (короткая цепь с рукоятками по концам, играющими роль грузил). Существует в двух вариантах: "кусари-фундо" (50см) и "хосо-фундо" (70см).
  • Кува (мотыга).
  • Тэчу (лом).
  • Тимбэ. Это искусство владения щитом в сочетании с секачом для разделки крупной рыбы и туш животных. Щит - это круглая крышка от больших ёмкостей, сплетенная из побегов молодого бамбука и обтянутая кожей животных.
  • Бо (палка). Чаще всего употребляют року-сяку-бо (180см). Менее популярны другие варианты: кю-сяку-бо (280см) и сан-сяку-бо (100см).
  • Нунтяку (короткий цеп для молотьбы). Вероятно, наиболее известное в мире оружие Окинавы. Представляет собой две короткие палки (по 25-32см), соединенные веревочным или цепным звеном (длиной 8-10см).
  • Тонфа (туйфа) (рукоятка мельничного жернова). Используется как парное оружие.
  • Кама (серп). В отличие от славянских серпов, здесь лезвие насажено на прямую рукоятку под прямым углом. С нашей точки зрения это скорее миниатюрная коса. Используется в одиночном и парном вариантах.
  • Сай (трезубец, укороченный до размеров кинжала, служил для измерения уровня воды на рисовых полях). В сечении его зубцы не граненные, а круглые. Используется попарно, а третий сай носят за поясом в качестве запасного. Иногда сай прикрепляют к концу палки, такое гибридное оружие называется нунти.