(917) 530-59-16 (детские группы)
(925) 589-03-20
Закрыть
Эл. почта:
Пароль:

Еслы вы не зарегистрированы,
то зарегистрируйтесь
Вход и регистрация...
Главная / Статьи / Будо

БА-ДЗЮЦУ - искусство верховой езды

По данным китайских и японских летописей в Японию небольшие лошади монгольского типа были завезены с Корейского полуострова в IV в., но материалы археологических раскопок свидетельствуют, что лошади на Хонсю: появились уже в конце эпохи Дзё:мон. Тем не менее, полагают, что традиция выращивания и объездки лошадей была принесена в Японию иммигрантами с материка, что подтверждается сходством японской конской сбруи эпохи Ко:фун со сбруей, которую использовало население корейского государства Когурё. Предположительно, лошади широко использовались в качестве средства передвижения уже в сер. VII в., а к сер. эпохи Хэйан (794-1185) сложился стандартный комплект конской сбруи.

Среди воинов Канто: в эпохи Хэйан и Камакура (1185-1333) верховая езда развивалась, прежде всего, как искусство стрельбы из лука с коня. Огасавара Нагакиё, наставник сё:гуна Минамото Ёриёси, кодифицировал правила касагакэ, ябусамэ и инуоумоно и разработал первую школу стрельбы из лука с коня Огасавара-рю:, которая стала стандартной системой подготовки буси.

Оформление Огасавара-рю: стало важной вехой в превращении стрельбы из лука с коня в особое искусство.

После реставрации Кэмму (1333) искусство стрельбы из лука с коня, не находя применения, начало приходить в упадок, стали цениться исключительно церемониальные формы чистой верховой езды. Последователь Огасавара-рю: О:цубо Ёсихидэ основал первую школу чистой верховой езды О:цубо-рю:, которая при покровительстве сё:гунов Асикага стала наиболее влиятельной традицией БА-ДЗЮЦУ в эпоху Муромати (1336-1568). 4-й патриарх этой школы О:цубо Ёсихару сформулировал принципы отношения наездника к коню, сделав еще один важный шаг в развитии БА-ДЗЮЦУ

В сер. эпохи Муромати БА-ДЗЮЦУ окончательно отделилось от стрельбы из лука, главное внимание стало уделяться езде по манежу, выработке красивых аллюров, наметилась тенденция формализации, к старым школам добавились Найто:-рю: и Хатидзё:-рю:.

В эпоху Сэнгоку (1467-1568) возродилось искусство стрельбы из лука с коня, но с появлением огнестрельного оружия тактика боя претерпела радикальные изменения, главной ударной силой стала пехота, а роль кавалерии резко снизилась, и искусство стрельбы из лука с коня пришло в упадок.

В мирную эпоху Эдо на первый план вышло чистое искусство верховой езды. На основе таких крупных школ БА-ДЗЮЦУ как О:цубо-рю:, Хатидзё:-рю:, Сасаки-рю: и Араки-рю: в разных княжествах развились многочисленные новые школы.Большинство из них главное внимание уделяли красоте верховой езды, точности исполнения установленных форм ката.

В первой трети XVIII в. сё:гун Токугава Ёсимунэ (1716-1745) предпринял попытку возрождения искусства стрельбы из лука с коня и церемонии ябусамэ, но успеха не добился. Многочисленные новые школы БА-ДЗЮЦУ главное внимание уделяли выработке у лошадей неестественных, но красивых аллюров, красоте форм. На общем фоне выделялась школа Тё:соку-рю:, основанная Сого: Дандзи Моримити во 2-й трети XIX в. Сого: резко критиковал ритмический аллюр, который практиковали другие школы БА-ДЗЮЦУ, за его противоестественность и практическую бесполезность, целью тренировки в БА-ДЗЮЦУ Он считал способность преодолевать большие расстояния за минимальное время. Эффективность методов выездки и тренировки лошадей Тё:соку-рю: была наглядно продемонстрирована победами ее наездников во время конских бегов между Эдо и Камакура, благодаря чему Сого: стал инструктором сё:гуна Токугава Иэёси (1837-1853).

В период Бакумацу БА-ДЗЮЦУ окончательно пришло в упадок в связи с появлением в Японии коней пород, распространенных в Западном мире, отличавшихся большими размерами и лучшими рабочими качествами, распространением европейской сбруи и европейского стиля верховой езды. В 60-е гг. XIX в. бакуфу приняло решение о введении в армии французского стиля верховой езды, а после реставрации Мэйдзи (1868) японская армия перешла на прусский стиль верховой езды.

Большинство школ БА-ДЗЮЦУ были утрачены, до настоящего времени сохранились лишь Огасавара-рю:, Такэда-рю: ябусамэ и некоторые др.

В современной спортивной верховой езде влияние традиционного японского БА-ДЗЮЦУ практически не обнаруживается.

О специфике БА-ДЗЮЦУ известно немногое. Полагают, что самураи для повышения меткости стрельбы из лука стремились привить коням иноходь, уменьшающую вертикальные колебания. В отличие от современного стиля посадка в седло осуществлялась не с левого, а с правого бока коня, т.к. на левом боку воины носили мечи, мешавшие при посадке слева. Для понукания коня использовались удары кончиком <языка> или внутренней стороной стремени. Сдавливание коленями боков коня, характерное для современного стиля, не практиковалось; колени наоборот разводили в стороны, чтобы можно было поместить нижний конец лука между левым коленом и седлом. Для управления конем широко использовались команды голосом и хлыст, что строжайше запрещено в современном конном спорте. В дрессировке практиковалось подчинение коня силой и болью, но сокровенной сущностью БА-ДЗЮЦУ считалось достижение абсолютного единения всадника и коня.

Лит.:

Нихон бадзюцу си. [История верховой езды в Японии]. Токио, 1980;

Нихон будо: тайкэй. [Большая серия по японским воинским искусствам]. Т. 5. Токио, 1982.