(917) 530-59-16 (детские группы)
(925) 589-03-20
Закрыть
Эл. почта:
Пароль:

Еслы вы не зарегистрированы,
то зарегистрируйтесь
Вход и регистрация...
Главная / Статьи / Будо

СУМО - традиционная японская борьба.

Существовала уже в эпоху Ко:фун. В <Кодзики> и <Нихонги> рассказывается о тикара-курабэ - <состязании в силе> - богов Такэмикадзути-но ками и Такэминаката-но ками, на основе которого решался вопрос о праве родоначальника императорского рода владеть землей Идзумо. Предположительно, тикара-курабэ представляло собой примитивный вид борьбы, победителем в которой объявлялся тот, кому удавалось свалить противника наземь. В описании правления императора Суйнин рассказывается о том, как Номи-но сукунэ ударом ноги убил в поединке Тайма-но Кэхая. Этот эпизод по традиции считается началом СУМО:, а Номи-но сукунэ – его родоначальником.

С VII в. состязания по СУМО: стали проводиться при императорском дворе. Согласно <Нихонги>, в 642 г. императрица Когёку устроила состязания по СУМО: для увеселения посла из корейского государства Пэкче с участием воинов дворцовой стражи и корейцев. В 682 г. прошел турнир между хаято из Ато и из О:суми. В VIII в. император Сё:му (724-749) положил начало традиции проведения в 7-й день 7-й луны регулярных турниров по СУМО:, которые  были приурочены к Танабата, празднику окончания полевых работ и начала осени.

Полагают, что СУМО: издревле входило в программу развлечений крестьян во время Танабата и было тесно связано с земледельческим культом. Поединки устраивались для гаданий о качестве будущего урожая, увеселения и умилостивления ками. Такое ритуальное СУМО: до сих пор сохраняется в некоторых районах Японии: во время турнира в храме О:ямадзуми-дзиндзя в местечке О:мисима в преф. Эхимэ лучший борец разыгрывает пантомиму, изображающую схватку с духом рисового колоса; на турнире в г. Сакураи преф. Нара борцы схватываются в грязи рисового поля; на турнире в святилище Инари-ся в г. Хигасиканэ борются саотомэ - девушки, сажающие рис. Даже древнее название СУМО: - <сумаи> - связывают с окончанием уборки риса - сумаи.

В 821 г. при императоре Сага (809-823) в <Дайрисики> (<Уложение о придворных церемониях>) был внесен параграф о введении турниров сумо: сэтиэ. Состязания СУМО: сэтиэ рассматривались как обряд умилостивления ками во имя благополучия страны и дарования богатого урожая, а также как форму гадания о качестве урожая. Кроме того, на них отбирали воинов для охраны государственной сокровищницы, членов императорской фамилии и т.д. За 2-3 месяца до СУМО: сэтиэ во все провинции для выявления достойных претендентов направлялись посланцы из числа офицеров правой и левой дворцовых страж; они оповещали о турнире, наблюдали за отборочными соревнованиями. Чемпионат проходил в течение одного дня на территории дворца и обставлялся весьма торжественно. Его открывало яркое шествие колонны из трехсот борцов. Порядок прохождения колонны определялся многочисленными правилами. За их соблюдением следил ответственный за проведение турнира, чаще всего принц крови. Ему помогали распорядители из числа аристократов. Приблизительно за десять дней до турнира проводились предварительные схватки, во время которых оценивали силы борцов и выбирали лучших из них приблизительно до 17-го номера, определяя очередность выхода на площадку для борьбы. Во время соревнований борцы выступали двумя командами - от правой и левой страж. Схватки проводились на ровной песчаной площадке. Четких правил первоначально не было, и борцы кроме бросков использовали также удары руками и ногами, но к концу XII в. наиболее опасные приемы были запрещены, сложился набор бросков, почти идентичный современному. Судили поединки военные чиновники, а в качестве верховного арбитра выступал сам император.

Турниры СУМО: сэтиэ проводились ежегодно, первоначально в сер. 2-ой декады 7-ой луны, позднее в 8-ую луну. Последний такой турнир состоялся в 1174 г. Со 2-й пол. XII в. наметилось размежевание ритуально-спортивного и боевого СУМО: Ритуально-спортивный вариант получил распространение среди сельских борцов благодаря деятельности бывших участников СУМО: сэтиэ, которые, возвращаясь в родные деревни, распространяли там приемы и ритуалы придворного СУМО:

Боевое СУМО: развивали буси, для которых занятия борьбой служили подготовкой к рукопашным схваткам и способом развлечься. На его основе формировалось искусство борьбы в доспехах  ёрои кумиути. Большим поклонником СУМО: был Минамото Ёритомо. В 1189 г. он организовал турнир по СУМО: в святилище Цуругаока Хатиман-гу: в Камакура. Позднее подобные турниры проходили довольно часто, т.к. его преемники - Ёрииэ, Санэтомо и Ёрицунэ - тоже очень любили СУМО:

Сё:гуны Асикага мало интересовались СУМО:, но эта борьба быстро набирала популярность среди крестьян и горожан. Все большую популярность приобретали выступления борцов на ярмарках и площадях.

В период Сэнгоку (1467-1568) турниры по СУМО: поощряли многие даймё:. Большим любителем СУМО: был Ода Нобунага (1532-1582), который в 1570-1581 гг. неоднократно устраивал большие турниры и собрал в своем замке Адзути около полутора тысяч борцов.

Золотой век СУМО: наступил в эпоху Эдо (1603-1867), когда эта борьба наряду с театром кабуки превратилась в любимейшее развлечение горожан. Появились профессиональные корпорации борцов СУМО:, выступления которых привлекали толпы зрителей. Они устраивали турниры кандзин дзумо: для сбора пожертвований на строительство или ремонт храмов. Позднее под этим же названием проводились и турниры исключительно для заработка борцов.

В сороковые гг. XVIII в. утвердилась традиция проведения двух ежегодных всеяпонских чемпионатов по СУМО: в О:сака и в Эдо попеременно. На них все участники разделялись на команды <Восток> и <Запад>. Это деление сохранялось и в матчах меньшего масштаба. Вплоть до сер. XVIII в. доминировали борцы из О:сака, которых поддерживали меценаты из купеческого сословия. Эдо долгое время оставалось на втором плане, поскольку сё:гуны, заботясь о спокойствии в столице в период с 1648 по 1720 гг. неоднократно запрещали проведение в ней соревнований, порой проходивших весьма бурно, с драками между борцами и болельщиками. После снятия этих запретов большинство борцов высокого класса перебралось в столицу.

Во 2-ой пол. эпохи Эдо профессиональное СУМО: приобрело свой современный вид. Схватки стали проходить на специальном ринге дохё:,  представляющем собой помост площадью около 18 кв. футов, приподнятый на 2 фута над землей, покоящийся на прочном глиняном основании и окруженный огромными жгутами из рисовой соломы. Поединки происходят во внутреннем круге диаметром чуть более 15 футов. Над рингом на 4-х столбах устанавливается навес, напоминающий крышу синтоистского храма. В схватке побеждает тот, кто заставит противника коснуться пола любой частью тела или выйти за пределы ринга. Правила строго запрещают любые удары. Весовые категории отсутствуют, и поэтому все бойцы стараются набрать как можно больший вес.

По степени мастерства борцы рикиси разделяются на несколько категорий. Возглавляют пирамиду ёкодзуна. Этот титул появился ок. трехсот лет назад. С тех пор его удостоились не более 50 борцов, т.к., чтобы претендовать на него, борец должен как минимум дважды стать чемпионом на больших турнирах в следующем за ёкодзуна звании о:дзэки и зарекомендовать себя с лучшей стороны в глазах судей и коллег. Борцы старших категорий носят профессиональные псевдонимы. С XVIII в. большими тиражами издаются бандзукэ – рекламные буклеты со списками команд по категориям мастерства и характеристиками ведущих борцов.

Турниры открываются парадом участников дохё:ири. Команды поочередно выходят на ринг и хлопают в ладоши, чтобы привлечь внимание ками. Кульминация парада - появление ёкодзуна, который выходит в сопровождении главного судьи и двух сильнейших борцов, один из которых несет церемониальный меч. В отличие от других рикиси, кроме нарядного шелкового пояса с передником на его бедрах красуется витой пеньковый канат со свисающими зигзагообразными бумажными полосами - указание на то, что живот борца является синтай.

Ёкодзуна исполняет ритуальные телодвижения, хлопает в ладоши. В заключение он поочередно левой и правой ногой с силой топает по рингу, отгоняя злых духов.

На схватку рикиси выходят в торимаваси - поясе, достигающем 9 м в длину и 80 см в ширину. Перед началом схватки они ходят по рингу, рассыпая горстями <очистительную соль>. Поединку предшествует психологическая борьба: сжав руки в кулаки, борцы медленно сходятся на расстояние в 6-10 см и сверлят друг друга взглядом, пытаясь запугать противника, а затем начинают схватку, которая длится от нескольких секунд до 5-7 минут.

Классический арсенал приемов в эпоху Эдо насчитывал 48 приемов (сейчас 70), а с вариантами и личными секретами - до 300 и включал различные броски, толчки и зацепы. В СУМО: разработана весьма специфическая система подготовки борца. Рикиси поднимаются с первыми лучами солнца и совершают утренний туалет. Около 6 утра натощак начинается тренировка, которая длится 4-5 часов. В 11 большой перерыв, борцы принимают горячую ванну и завтракают, съедая 5-6 обычных порций высококалорийного мясного блюда тянко.

После завтрака следует двух-трехчасовой сон. Затем кратковременная тренировка и легкий ужин, за которым разрешается выпить сакэ. Рацион рикиси в сочетании с режимом способствует быстрому наращиванию мышц и жировой прослойки. Несмотря на огромный вес, который может достигать 200 кг, борцы СУМО: сохраняют замечательную подвижность и гибкость.

Большое СУМО: эпохи Эдо нашло отражение в творчестве крупнейших художников того времени, которые оставили множество цветных гравюр с портретами знаменитых рикиси, со сценами борьбы, по которым можно восстановить всю атмосферу соревнований. Сохранились также биографии чемпионов.

Лит.:

Икэда Масао. Сумо:-но рэкиси [История сумо:]. Токио, 1977;

Дай сумо: дзитэн [Энциклопедия большого сумо:]. Токио, 1978.