(917) 530-59-16 (детские группы)
(925) 589-03-20
Закрыть
Эл. почта:
Пароль:

Еслы вы не зарегистрированы,
то зарегистрируйтесь
Вход и регистрация...
Главная / Статьи / Будо

ХЭЙХО - учение о войне, методы [использования] войск

Содержание ХЭЙХО: составляют военная стратегия - теория и практика подготовки страны и вооруженных сил к войне, ее планирования и ведения, организации и управления войсками в - и военная тактика - искусство выбора места боя, построения войск для битвы, маневрирования ими, устройства лагерей, управления войсками в походе, организации разведки, фортификации и т.д.

Истоки японского ХЭЙХО: уходят во времена становления централизованного государства. Уже в <Нихон сёки> сообщается, что в правление императрицы Дзито: (686-697) дзимпо:-но хакасэ - <профессора построения войск> - были направлены в провинции для обучения войск (693 г.). В эпоху Нара О:э-но Тадафуса и Киби-но Макиби (695-775) завезли из Китая основные трактаты по военному делу: <Сунь-цзы>, <У-цзы>, <Лютао>, <Саньлюэ> и др. С этого времени семья О:э стала специализироваться в изучении ХЭЙХО:, позднее О:э Масафуса стал наставником военного дела Минамото Ёсииэ.

Становление собственно японской традиции военного искусства связано с именами Минамото Ёсицунэ (1159-1189), который в период войн Гэмпэй дал прекрасные образцы использования небольших мобильных групп для нанесения внезапных ударов по врагу, и Кусуноки Масасигэ (?-1336), в войнах 1-й пол. XIV в. с успехом использовавшего тактику активной обороны и малой войны против многократно превосходящих сил противника.

Расцвет японского военного искусства пришелся на эпоху Сэнгоку, когда выдвинулся целый ряд крупных военачальников.

Стратегию Такэда Сингэн (1521-1573) отличала тщательная подготовка к войне (строительство дорог и крепостей, постоянная и активная разведка), стремление создать превосходство в силах над противником, в тактике он отдавал предпочтение массированным кавалерийским атакам, охватам с фланга и тыла.

Уэсуги Кэнсин (1530-1578), уступая врагам в силах, умел добиться превосходства на наиболее важном участке поля боя, наносил удары в самые уязвимые места построения противника.

Серию блестящих побед одержал Ода Нобунага (1534-1582), который в битве при Окэхадзама (1560) неожиданным ударом в тыл разгромил многократно превосходящую армию врага, а в битве при Нагасино (1575) дал блестящий пример использования огнестрельного оружия для разгрома кавалерии. Стратегию Ода отличала тщательная подготовка к войнам, точная оценка ситуации и неожиданный выбор направления нападения, умение создавать стратегические и тактические союзы для сковывания действий противников на второстепенных направлениях.

С приходом к власти династии сё:гунов Токугава и установлением мира начался период обобщения и систематизации накопленного боевого опыта. Появились первые школы ХЭЙХО:, канонизировавшие традиции военного искусства, связанные с тем или иным выдающимся полководцем, началось широкое преподавание ХЭЙХО: Самой влиятельной школой ХЭЙХО: в нач. XVII в. была Ко:сю:-рю:, основанная Обата Кагэнори (1572-1663), который систематизировал методы военного искусства Такэда Сингэн и его военного советника Ямамото Кансукэ в своем труде <Ко:ё: гункан>. Учение Косю:-рю: развил Хо:дзё: Удзинага, основатель школы Хо:дзё:-рю:. Ученик Обата и Хо:дзё: и выдающийся военный теоретик, историк и мыслитель Ямага Соко: исследовал различные аспекты военного дела: военную историю, географию (составил полный каталог замков и крепостей), стратегию и тактику, основал влиятельную школу Ямага-рю: и написал ряд фундаментальных работ по военному искусству и бусидо:. Были канонизированы школы Ёсицунэ-рю: и Кусуноки-рю:, последователи которых исследовали ХЭЙХО: Минамото Ёсицунэ и Кусуноки Масасигэ по памятникам литературы: соответственно <Гэмпэй сэйсуйки> и <Тайхэйки>.

Особое место среди школ ХЭЙХО: заняла Наганума-рю:, основатель которой Наганума Мунэёси изучил множество старинных китайских и японских наставлений по военному делу и резко критиковал современные ему школы за их оторванность от практики и чистую теоретичность. Свои взгляды он изложил в трактате <Хэйё:року>, который получил самое широкое распространение.

Следует назвать также такие школы этого периода как Этиго-рю: (Кэнсин-рю:), Синсю:-рю: (Огасавара-рю:), Ко:сай-рю:, Фу:дзан-рю: и др. С середины эпохи Эдо в развитии военной науки начался период стагнации. Только в период Бакумацу благодаря интенсификации контактов с Западом были сделаны новые шаги в разработке принципов ХЭЙХО:, воплотившиеся в создании Западной школы - Сайё:-рю:. После реставрации Мэйдзи началось реформирование военной системы и переход к использованию Западной военной науки, а традиционное ХЭЙХО: пришло в упадок.

Лит.:

Исиока Хисао. Нихон хэйхо: си [История японского военного искусства].Т. 1-2. Токио, 1972;

Нихон хэйхо: дзэнсю: [Полное собрание текстов по японскому военному искусству]. Т. 1-7. Токио, 1967.