(917) 530-59-16 (детские группы)
(925) 589-03-20
Закрыть
Эл. почта:
Пароль:

Еслы вы не зарегистрированы,
то зарегистрируйтесь
Вход и регистрация...
Главная / Статьи / Будо

БУГЭЙ - воинские искусства

В широком смысле БУГЭЙ (<будзюцу> - <воинские искусства> или <буги> - <воинские приемы>) обозначает совокупность всех сложившихся в различные исторические периоды воинских дисциплин: военной стратегии и тактики, систем рукопашного боя с различными видами холодного оружия и без него, стрельбы из лука, верховой езды, боевого плавания и т.д. вне зависимости от их сущности и целей: подготовка к войне, вид религиозной аскезы, практика самосовершенствования, спорт и др. В узком смысле БУГЭЙ - самостоятельные, самоценные искусства, цель которых - достижение особых состояний сознания.

Впервые слово БУГЭЙ встречается в кодексе <Тайхо:рицурё:>. В период государства Рицурё: солдат обучали верховой езде, стрельбе из лука, бою мечом. При императорском дворе регулярно проводились состязания по стрельбе из лука из положения стоя (дзярай) и с коня (нориюми), в которых принимали участие принцы и придворные выше 5-го ранга, а также по борьбе сумо:. Однако аристократическая традиция БУГЭЙ была мало связана с боевой практикой. Боевые методы получили развитие среди самураев Канто:. Основу их подготовки составляли верховая езда, стрельба из лука, борьба в доспехах ёрои кумиути, фехтование мечом. В эпоху Камакура БУГЭЙ воинов Канто: распространились по всей стране. Особенно большое значение придавалось искусству стрельбы из лука, для тренировки широко использовались такие упражнения как ябусамэ, касагакэ, инуоумоно и др., зародились первые школы  стрельбы из лука с коня Огасавара-рю: и Такэда-рю:. В начале эпохи Муромати господствующим направлением БУГЭЙ оставалась стрельба из лука, но позднее, в связи с изменением военной тактики, развитие получили стрельба из лука из положения стоя, приемы боя копьем, мечом.

В середине эпохи Муромати (1336-1568) возникли первые рю: - <школы> БУГЭЙ, аналогичные по структуре и сущности школам других традиционных искусств Японии. Появление школ обозначило новую тенденцию в развитии БУГЭЙ - превращение их в самоценное явление культуры. Целью практики БУГЭЙ Становится обретение высшего индивидуального мастерства, связанного с достижением особых состояний сознания, характеризующихся ощущением следования естественному ходу вещей и понимания законов мироздания.

Преподавание БУГЭЙ превращается в профессию, но в этот период школы БУГЭЙ были лишь необязательным дополнением к рэмпё: - <воинскому тренингу>, включающему обучени передвижениям и бою в построениях. В то же время большинство из них еще ориентировалось на применение на поле боя, практиковали приемы боя в доспехах, и представляли собой комплексные системы, объединявшие несколько дисциплин.

После появления в сер. XVI в. огнестрельного оружия японское военное искусство претерпело революционные изменения: произошел переход от стрел и лука к мушкетам, от господства кавалерии к господству пехоты, от индивидуального боя к организованному столкновению армий. К старинным БУГЭЙ прибавилось хо:дзюцу - искусство применения различных видов огнестрельного оружия и зажигательных средств.

После установления мира в начале эпохи Эдо уровень боевой подготовки самураев неуклонно снижался, занятия рэмпё: были свернуты. В этих условиях активизировались школы БУГЭЙ, которые подчеркивали свое неутилитарное, высшее предназначение, пропагандировали самосовершенствование через практику БУГЭЙ и казались буси более привлекательными.

Первая пол. XVII в. стала временем систематизации накопленного опыта и расцвета школ БУГЭЙ Под влиянием Дзэн-буддизма, неоконфуцианских учений Чжу Си и Ван Янмина складывается теоретическая база БУГЭЙ Возникают десятки конкурирующих школ стратегии и тактики (хэйхо:), шпионажа и разведки (ниндзюцу), боя мечом (кэндзюцу), копьем (со:дзюцу), алебардой (нагинатадзюцу), шестом (бо:дзюцу), короткой палкой (дзё:дзюцу), стрельбы из лука (кю:дзюцу), огнестрельного оружия (хо:дзюцу), выхватывания меча из ножен (иайдзюцу), борьбы без оружия (дзю:дзюцу), связывания (ходзё:дзюцу), боевого плавания (суйэйдзюцу), верховой езды (бадзюцу) и др. Появляется множество новых дисциплин: искусства боя серпом (камадзюцу), железным веером (тэссэндзюцу), цепью (кусаридзюцу) и др. Большинство новых школ практиковали приемы боя без доспехов, не были рассчитаны на применение на поле боя и специализировались только в одном виде БУГЭЙ.

В условиях такой сверхспециализации составляются списки из 14, 18 и др. дисциплин, которыми в идеале должен владеть воин. Влияние школ БУГЭЙ возросло настолько, что они смогли практически полностью вытеснить и подменить рэмпё:, несмотря на критику специалистов, справедливо усматривавших в этом подрыв боеспособности войск.

На протяжении эпохи Эдо создается огромное количество трактатов и наставлений по различным аспектам теории, практики и истории БУГЭЙ Наиболее важные из них - <Ко:ё: гункан>, <Хэйё:року>, <Фудо:ти симмё: року>, <Тайаки>, <Хэйхо: кадэн сё>, <Горин-но сё>, <Итто:сай сэнсэй кэмпо: сё>, <Тэнгу гэйдзюцу рон>, <Нинпидэн>, <Бансэнсю:кай>, <Сё:нинки>, <Хонтё: бугэй сё:дэн>, <Будзюцу кэйфу ряку>, <Будзюцу рю:со: року>, <Гэккэн со:дан> и др.

С середины эпохи Эдо после разработки защитного снаряжения начинают проводиться состязательные поединки на тренировочных мечах, копьях, алебардах, организуются соревнования по дзю:дзюцу по правилам, запрещающим использование опасных приемов. БУГЭЙ все более превращаются в виды спорта.

В конце эпохи Эдо новый импульс к развитию под влиянием контактов с Западом получают хэйхо:, хо:дзюцу и бадзюцу, а после 1853 г. началось реформирование военной системы по европейскому образцу. БУГЭЙ окончательно утрачивают свою практическую ценность. После реставрации Мэйдзи БУГЭЙ на некоторое время приходят в упадок, изучение их продолжается лишь в полиции. Но уже в 80-е гг., претерпев серьезную трансформацию и превратившись в будо: - <воинские пути>, рассматриваемые как национальные вида спорта и средства воспитания нации в духе доктрины кокутай, БУГЭЙ вновь набирают популярность. В 1895 г. для пропаганды будо: в массах при патронаже императорской семьи создается Ассоциация воинской добродетели (Бутокукай). В 1930-31 гг. несколько видов будо: были включены в программы средних школ. В 1935 г. возникло Общество содействия развитию старинных японских воинских искусств (Нихон кобудо: синко:кай).

Лит.:

Сасама Ёсихиса. Нихон будо: дзитэн [Энциклопедия по японским воинским искусствам]. Токио, 1982;

Вататани Киёси, Ямада Тадаси. Бугэй рю:ха дайдзитэн  [Большой энциклопедический словарь школ воинских искусств]. Токио, 1969.

Вататани Киёси. Дзусэцу кобудо: си [Иллюстрированная история старинных воинских искусств]. Токио, 1967.

Нихон будо: тайкэй [Большая серия по японским воинским искусствам]. Т. 1-10. Токио, 1982.