(917) 530-59-16 (детские группы)
(925) 589-03-20
Закрыть
Эл. почта:
Пароль:

Еслы вы не зарегистрированы,
то зарегистрируйтесь
Вход и регистрация...
Главная / Статьи / Будо

Японские будзюцу

Японское слово "будзюцу" образовано двумя иероглифами: "бу" - "воинский, военный, относящийся к военному делу", и "дзюцу" - "искусство, умение, способ, средство, уловка, магия". Под будзюцу следует понимать всю совокупность военного искусства, в западном понимании этого термина, во всех его проявления - в сфере столкновений государств, армий или индивидуумов.

Бу-дзюцу на первый план выводят технический и практический аспект. Выведение на первый план технических и практических аспектов - это, пожалуй, единственная общая характеристика для трех типов бу-дзюцу, с которыми мы встречаемся в японской истории:

1) миндзоку-будзюцу ("национальное воинское искусство");
2) рюги-будзюцу ("воинское искусство [классических] школ");
3) син-будзюцу ("новое воинское будзюцу").

Миндзоку-бу-дзюцу
Под миндзоцу-будзюцу понимаются те формы воинского искусства, которые существовали до появления первых школ боевых искусств, т.е. с древнейших времен до рубежа XIII-XIV веков.

Миндзоку-будзюцу представляли собой начальный этап развития военного искусства. Тактика ведения боевых действий и приемы единоборства еще пребывали в зачаточном состоянии. Они были слабо систематизированы и лишь проходили отбор и шлифовку. Поэтому до конца XIII века окончательно сложился только один вид будзюцу - сумо (борьба без оружия и одежды). Кроме сумо относительно высокого уровня развития достигли стрельба из лука с коня (кися) и борьба в доспехах (кумиути, ёрои-гуми). Остальные боевые искусства, по сравнению с последующим периодом, были крайне примитивны.

Говоря о воинском искусстве этого периода стоит упомянуть еще кэмбу - ритуальные танцы с мечами. Кэмбу были тесно связаны с культом меча в японской национальной религии синто. Возможно, что помимо чисто ритуальных функций, они служили и для обучения воинов фехтованию на мечах. Во всяком случае позже танцы-кэмбу были канонизированы в ряде самостоятельных школ, а также в некоторых школах фехтования на мечах кэн-дзюцу.

При всей недоразвитости воинских искусств недооценивать значение этого периода в истории японской воинской традиции нельзя. Во-первых, в это время был заложен теоретический фундамент будущих классических будзюцу. Это было связано, прежде всего, с активным заимствованием достижений военной мысли древнего Китая. Речь идет об импорте выдающихся военных трактатов - "Сунь-цзы", "У-цзы", "Лю тао", "Сыма фа", "Сань люэ", "Вэй ляо-цзы", "Ли Вэй-гун вэньдуй" и других. Начиная с VIII века они служили надежным подспорьем для японских военачальников, и, по сути дела, все последующее развитие будзюцу отталкивалось от идей китайских классиков. Во всех без исключения классических бу-дзюцу мы находим различные интерпретации гениальных мыслей Сунь-цзы об изменениях, о полноте и пустоте, о мощи. Во-вторых, именно в эти дни сложилось военное сословие самураев, которое в дальнейшем превратилось в основного носителя воинской традиции в стране Восходящего солнца и стало питательной средой для совершенствования бу-дзюцу. В-третьих, войны с айнами, сражения между самурайскми дружинами, столкновения с монголами послужили естественным отбором, благодаря которому удалось выявить наиболее эффективные методы ведения войны - от стратегии и тактики крупномасштабных сражений до рукопашного поединка.

Рюги-бу-дзюцу
Первая половина XIV века в истории японских бу-дзюцу ознаменовалась возникновением первых школ (рюха, рюги) воинских искусств. Споры о том, какая школа была создана первой, продолжаются по сей день, но большинство японских исследователей отдают предпочтение школе Нэн-рю, созданной дзэнским монахом Дзионом и ставшей истоком для целого ряда крупных рюха бу-дзюцу. После Нэн-рю школы будзюцу стали плодиться как грибы, и к концу XIX века их число, по некоторым оценкам, достигло 9000.

Возникновение школ воинских искусств в этот период было вполне закономерным. В это время в Японии окончательно утвердилась власть военного сословия самураев во главе с родом Асикага, представителям которого в войне удалось сорвать последнюю попытку императорского двора восстановить свое былое господство. Установление сёгуната как формы правления самурайского сословия способствовало росту престижа военного дела и переосознанию его как особого военного искусства или даже священнодейства.

Раздробленность страны на многочисленные феодальные княжества, владельцы которых явно и тайно вели непрерывную борьбу друг против друга, также способствовала выделению из общего объёма древнего "национального" военного искусства особых территориально-родовых традиций и превращению их в отдельные самостоятельные школы, обслуживающие те или иные феодальные дома.

Сильная конкуренция во всех областях военного дела в условиях войн, когда военное превосходство было важнейшим фактором выживания, потребовала от японских самураев колоссальных мозговых и физических усилий по совершенствованию собственного мастерства. Приемы боевых искусств всесторонне анализировались, совершенствовались и подвергались испытанию на поле боя. Так осуществлялся отбор наиболее эффективной боевой техники, которую затем канонизировали и передавали последующим поколениям великие мастера, вышедшие живыми из сотен смертельных передряг.

Различные условия, в которых возникали школы боевых искусств - временные, территориальные, подверженность тем или иным внешним влияниям или приверженность прежним местным и родовым традициям, ранг мастера-основателя (конный тяжеловооруженный самурай высокого ранга или легковооруженный пехотинец-асигару) - привели к тому, что сложилось большое количество внешне малопохожих школ бу-дзюцу.

С другой стороны для всех бу-дзюцу, вне зависимости от конкретного предмета, была характерна потрясающая целостность. Методы управления большими воинскими соединениями, фехтование мечом, или любым другим видом оружия, военный шпионаж и разведка - все они были пронизаны одними и теми же идеями, принципами, психологическими установками. Недаром в период средневековья военная стратегия и фехтование мечом обозначались одним термином "хэйхо" - "закон войны".

К XVII веку существовало около сотни различных будзюцу. В целом в зависимости от специфики предмета канонизации их можно разделить на 11 групп. 1. Военная стратегия и оперативно-тактическое искусство ("гунпо" - "законы войны"):

  1. хэйхо - военная стратегия;
  2. сэндзё-дзюцу - тактика, управление и маневрирование войсками на поле боя;
  3. сорэн - подготовка и тренировка войск (перемещения, построения, разбивка лагеря и т.д.);
  4. гунгаку - военное искусство как наука (теория военного искусства, изучение его принципов и природы).

Сюда же следует отнести и некоторые гораздо менее масштабные, но очень важные дисциплины, канонизированные в некоторых школах бу-дзюцу:

  1. гумбай (букв. "веер полководца") - управление войсками на поле боя при помощи полководческого веера;
  2. гункай, дзинкай, гунра - использование специальных раковин для подачи сигналов на поле боя.

2. Ведение войны на море (суйгун):

  1. сэнгунпо - тактика морского боя;
  2. сосэнпо - подготовка и тренировка экипажей боевых кораблей;
  3. суйгаку - искусство ведения военных действий на воде как наука.

3. Фортификация (тикудзё-дзюцу):
Построение крепостей, замков, полевых укреплений, выбор подходящих мест для строительства при помощи гадания (фусуй) и т.д.

4. Военный шпионаж и разведка (нин-дзюцу):
Полный набор методов агентурной (тёхо, кантё) и войсковой (сэкко) разведки, методы организации диверсий, тайных убийств. В состав ниндзюцу входит и целый ряд вспомогательных, но в то же время достаточно самостоятельных дисциплин: хэнсо-дзюцу (методы переодевания), онсни-дзюцу (методы маскировки), синобиири (проникновение во вражеский лагерь), интон-дзюцу (методы ускользания от погони) и т.д.

5. Рукопашный бой без оружия:
Бу-дзюцу, связанные с борьбой без оружия, ввиду большого количества элементов классифицировать особенно трудно.

a)Борьба без оружия без одежды:
Сюда входит лишь один элемент - борьба сумо.

b)Борьба без оружия в доспехах:
в зависимости от типа используемых доспехов делится на кумиути (ёрои-кумиути, каттю-гуми) и когусоку (коси-но-мавари).

c)Борьба без оружия в одежде:

  1. Дзю-дзюцу - собственно японские методы борьбы:
    1. хобаку (методы захвата противника живьем в плен);
    2. торидэ (букв. "хватающие руки", полицейская подсистема);
    3. айки-дзюцу (разновидность дзю-дзюцу, основанная на использовании внутренней энергии ки).
  2. Тай-дзюцу. Одни исследователи считают, что этим термином назывались методы физической подготовки, другие - что это упрощенное дзю-дзюцу, лишенное ударов по уязвимым точкам и болевых приемов, и практикуемое в народе, третьи полагают, что это особые методы борьбы без оружия, использовавшиеся шпионами и разведчиками ниндзя, четвертые вообще считают, что "тай-дзюцу" - это синоним "дзю-дзюцу".
  3. Китаизированные и псевдокитайские стили (кэмпо), характерной чертой которых было преобладание ударов руками и ногами над бросками (о каратэ пока речи нет).
  4. Известные японские исследователи бу-дзюцу Вататани Юки и Ямада Тадаси в рамках борьбы без оружия выделяют и еще один раздел, который они называют "кикэн-дзюцу" - "опасные искусства". В состав кикэн-дзюцу они включают коппо (букв. "учение о костях"; методы ломания костей), гохо ("сильное учение", или кассацу-дзюцу - "искусство жизни и смерти"; использование малых и потайных видов оружия в сочетании с приемами дзю-дзюцу и кэмпо) и косси-дзюцу (гэнкоцу, сито-дзюцу; методы поражения уязвимых точек нажатиями и ударами).

6. Рукопашный бой с использованием холодного оружия:

  1. кэн-дзюцу (фехтование мечом), включая технику боя с коротким мечом-кодати (вакидзаси) и с двумя мечами - длинным и коротким (рёто);
  2. иай-дзюцу (мгновение обнажение меча для защиты или контратаки, как правило в положении сидя), включая батто-дзюцу (мгновенное обнажение меча для защиты или контратаки в нестандартном положении, например при ходьбе);
  3. нагината-дзюцу (фехтование алебардой);
  4. со-дзюцу (искусство боя копьем);
  5. кама-дзюцу (искусство боя серпом), включая технику боя кусари-гама (серпом на цепочке), дзин-гама (большим серпом-косой) и нитё-гама (парные серпы);
  6. кусари-дзюцу (искусство боя цепью), включая технику ведения боя тама-гусари (цепь с грузиком на одном конце), фундо-гусари (цепь с грузилами на обоих концах) и гэкиган (кистень);
  7. бо-дзюцу (искусство боя шестом);
  8. дзё-дзюцу (искусство боя палкой);
  9. тэцубо-дзюцу (искусство боя стальной дубиной);
  10. дзюттэ-дзюцу (искусство боя металлической дубинкой с боковым отростком);
  11. тэссэн-дзюцу (искусство боя боевым веером);
  12. содэгарами-дзюцу (искусство боя багром);
  13. сасумата-дзюцу (искусство боя двузубыми вилами);
  14. танто-дзюцу (приемы боя ножом-танто).

7. Использование метательного оружия:

  1. кю-дзюцу (стрельба из лука), включая кися (или ябусамэ: стрельба из лука с коня на скаку), ханкю (применение малого "половинного лука");
  2. доки (применение катапульт, стреляющих большими стрелами и ядрами, при штурме вражеских укреплений);
  3. сюрикэн-дзюцу (приемы метания различных лезвий, ножей, "звездочек", гвоздей, игл и т.д.);
  4. утинэ (метание специальных утяжеленных и оперенных стрел);
  5. фуки-бари-дзюцу (стрельба ядовитыми иглами из трубки);
  6. фукуми-бари-дзюцу (выплёвывание отравленных игл изо рта);
  7. тоатэ-дзюцу (поражение противника с дистанции подручными средствами - засыпание глаз песком, специальными смесями, метание камней, ослепление при помощи зеркал и т.д.).

8. Применение огнестрельного оружия и зажигательных средств (ка-дзюцу):

  1. хо-дзюцу (применение огнестрельного оружия и артиллерии);
  2. дзюн-хо-дзюцу ("неразвитое хо-дзюцу"; методы стрельбы стрелами, пулями и ракетами из труб, начиненных порохом);
  3. нороси-дзюцу (применение сигнальных огней);
  4. энка (или эммаку; постановка дымовых завес для маскировки действий войск).

9. Вспомогательные искусства:

  1. суйэй-дзюцу (юэй-дзюцу; методы боевого плавания в доспехах);
  2. суйдзёхоко-дзюцу (организация и подготовка переправ, методы изготовления и использования плавсредств из подручного материала);
  3. ба-дзюцу (искусство верховой езды), включая суйба (переправа через рекм верхом на коне) и дакю (вид самурайского "спорта" типа современного поло, предназначенный для овладения джигитовкой);
  4. каттю-рю (методы быстрого и правильного надевания доспехов);
  5. тамэси (или суэмоно; методы тестирования меча разрубанием различных объектов);
  6. сокурё-дзюцу (определение расстояний и военная топография);
  7. ходзё-дзюцу (приёмы связывания противника);
  8. хаягакэ-дзюцу (методы повышения скорости в ходьбе и беге);
  9. каруми-дзюцу (искусство облегчения собственного веса для прыжков, лазанья).

10. Методы морально-психологической подготовки (синпо)

  1. тайсоку ("брюшное дыхание");
  2. найкан (внутреннее созерцание, медитация);
  3. саймин-дзюцу (искусство гипноза), включая сюнкан саймин-дзюцу (методы мгновенного гипноза противника).

11. Учение об энергии ки и ее использовании в военном деле (киай-дзюцу).
Чтобы обеспечить укомплектованность своей армии специалистами всех родов, даймё стали поддерживать существующие школы соответствующей направленности и поощрять создание новых школ, отвечающих их потребностям. Так в середине XVI века по заказу князей Такэды Сингена и Уэсуги Кэнсина были канонизированы такие школы нин-дзюцу, как Такэда-рю, Нинко-рю и Кадзи-рю.

Синбу-дзюцу
В 1868 году Япония вышла на новый виток своего развития. В результате буржуазной революции Мэйдзи-исин рухнуло трёхсотлетнее правление сёгунов Токугава, завершилась эра властвования самурайского сословия. Указ 1871 года объявил о роспуске самурайских дружин и отмене их сословных привилегий. Япония открылась для западного мира и развернула процесс модернизации, направленный на сокращение отставания, прежде всего технологического, от Запада.

В результате бу-дзюцу оказались в чрезвычайно сложном положении. Во-первых, с исчезновением самурайского сословия они утратили свою социальную базу. Во-вторых, техническое перевооружение и реформа армии на западный манер сделали многие бу-дзюцу совершенно ненужными пережитками, которые в то время не воспринимались даже как музейные экспонаты.

Возникла необходимость коренной реформы бу-дзюцу, которая позволила хотя бы некоторым из них продолжить своё существование. И выход был найденю В 1882 году Кано Дзигоро объявил о создании новой системы, которая получила название дзюдо.

Поначалу его школа была воспринята лишь как еще одна школа дзю-дзюцу, однако вскоре выяснилось, что его система имела целый ряд принципиальных отличий от старых школ.

Заменив слово "дзюцу" на слово "до" - "путь" - Кано отказался от прежней установки на практическую прикладную ценность и заявил о том, что во главу угла должно быть поставлено духовно-нравственное воспитание, внутреннее совершенствование, достижение этического идеала. Идеи Кано Дзигоро были подхвачены, так образовались кэндо, иайдо, кюдо и т.д.

Конец XIX - начало XX вв. помимо возникновения будо характеризовался еще и появлением целого ряда новых для Японии воинских искусств. Речь идет, о дзюкэн-дзюцу (штыковой бой), тосю-какато (военная система рукопашного боя, созданная Тиба Сансю), тайхо-дзюцу (полицейская система задержания преступников), кэйбо-сохо (техника боя полицейской дубинкой) и т.д.